«Через тернии к звездам» // Закон о банкротстве физ.лиц 2.0: обзор закона № 154-ФЗ от 29.06.2015г.

LynX

Пользователь
Близится 1 октября.

Т.н. «Закон о банкротстве физ.лиц» успел претерпеть значительную редакционную правку. В связи с этим ранее опубликованный мной обзор отчасти успел утратить актуальность. Попробуем разобраться, что изменилось.

1. Исключен как ошибочный.

2. Принципиальное изменение внесено в ст.213.3 ЗоНБ: рассмотрение дел о банкротстве полностью передано в арбитражные суды. Плюсы данного изменения:

А) обеспечение намного более высокого профессионального уровня рассмотрения дел о банкротстве;

Б) большая транспортная доступность суда для кредиторов, особенно системных, и меньшая – для должников, что обеспечит некоторое снижение вала заявлений от последних;

В) снижение остроты проблемы «искусственной задолженности» – практика проверки кредитора на платежеспособность при рассмотрении вопроса о включении требований в реестр арбитражным судам известна[1].

Вместе с тем высказывается отдающая шизофренией идея допустить «раздвоение» дела о банкротстве, передав часть дела в арбитражные суды, а часть – в суды общей юрисдикции, хотя ни к чему, кроме путаницы и информационной закрытости рассмотрения части дела, данное предложение не способно привести.

3. Появился п. 8 ст. 213.6 ЗоНБ: процедура реструктуризации стала не обязательна. Суд по заявлению должника вправе сразу признать последнего банкротом при условии, что требованиям для введения реструктуризации должник не соответствует.

4. Появился п. 9 ст. 213.25 ЗоНБ: в течение одного рабочего дня после вынесения решения о признании должника банкротом гражданин обязан передать АУ банковские карты, а последний обязан их заблокировать.

5. Изменен абз. 2 п. 3 ст. 213.28 ЗоНБ: освобождение гражданина от обязательств не распространяется в т.ч. на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

6. Появился п. 6 ст. 213.28 ЗоНБ: в ходе банкротства нельзя будет списать требования:

А) по субсидиарной ответственности (ст. 10 ЗоНБ);

Б) по причинению убытков юр.лицу умышленно или по грубой неосторожности (ст.ст. 53, 53.1 ГК РФ);

В) по возмещению убытков, причиненных умышленно или по грубой неосторожности арбитражным управляющим;

Г) возмещению вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности;

Д) о применении последствий недействительности сделки, оспоренной по ст.ст. 61.2, 61.3 ЗоНБ.

7. А вот формулировка абз. 3 п. 4 ст. 213.28 ЗоНБ осталась без изменений и проблема того, что понимать под фразой «гражданин действовал незаконно» (п. 9 обзора), остается актуальной.

В целом можно смело говорить о том, что Закон значительно изменился в лучшую сторону, хотя проблема с формулированием условий для списания задолженности по завершению процедуры так и не была решена в полной мере.



Кроме того, Законом № 154-ФЗ было внесено несколько поправок, не связанных исключительно с банкротом физ.лиц, но имеющих немаловажное значение.

Изменен п. 4 ст. 21 ЗоНБ: теперь Закон допускает возможность реорганизации СРО в виде слияния.

Ст. 10 ЗоНБ дополнена п. 10, ст. 20.4 ЗоНБ – п. 6, ст.61.1. – п. 4: с 28.09.2015г. публикации в ЕФРСБ подлежат:

А) сведения о подаче и результатах рассмотрения требований о привлечении руководителей должника к ответственности в виде убытков и субсидиарной ответственности в судах всех инстанций;

Б) сведения о судебных актах по жалобам на АУ и взыскании с АУ убытков (за счет самого АУ или за счет СРО с возмещением за счет АУ);

В) сведения о подаче и результатах рассмотрения заявлений об оспаривании сделок в судах всех инстанций.

Арбитражным управляющим рекомендую обратить внимание, что сроки опубликования таких сведений очень короткие – 1-3 рабочих дня, а формальное несоблюдение сроков может быть основанием для привлечения к административной ответственности.


[1] П. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».
 
Последнее редактирование:

Lawyer

Пользователь
п. 8 ст. 213.6 ЗоНБ: процедура реструктуризации стала не обязательна
Мне думается, что данная норма будет применяться очень ограниченно:
1. при отсутствующем должнике или
2. когда доход должника меньше прожиточного минимума (не имеет дохода).
Т.к. стадия реструктуризации важна для кредиторов (первое собрание кредиторов и др.), исключать данную стадию суд будет только в крайних случаях.
 

LynX

Пользователь
п. 8 ст. 213.6 ЗоНБ: процедура реструктуризации стала не обязательна
Мне думается, что данная норма будет применяться очень ограниченно:
1. при отсутствующем должнике или
2. когда доход должника меньше прожиточного минимума (не имеет дохода).
Т.к. стадия реструктуризации важна для кредиторов (первое собрание кредиторов и др.), исключать данную стадию суд будет только в крайних случаях.
На самом деле тут неудачные формулировки закона выбраны. Реструктуризация по сути состоит из двух частей - реструктуризация-наблюдение (далее - Р-Н) и реструктуризация-финансовое оздоровление - (далее - Р-ФО).
По общему правилу суд вводит Р-Н, после чего либо утверждается план реструктуризации и начинается Р-ФО, либо не утверждается и начинается реализация (конкурсное производство). Но если Р-ФО заведомо не ввести, то можно сразу "конкурс". А сам факт введения реструктуризации ещё совсем не говорит о том, что у должника будет финансовое оздоровление =)
 

Lawyer

Пользователь
На самом деле тут неудачные формулировки закона выбраны. Реструктуризация по сути состоит из двух частей - реструктуризация-наблюдение (далее - Р-Н) и реструктуризация-финансовое оздоровление - (далее - Р-ФО).
По общему правилу суд вводит Р-Н, после чего либо утверждается план реструктуризации и начинается Р-ФО, либо не утверждается и начинается реализация (конкурсное производство). Но если Р-ФО заведомо не ввести, то можно сразу "конкурс". А сам факт введения реструктуризации ещё совсем не говорит о том, что у должника будет финансовое оздоровление =)
Я прочитал закон по другому. По ходатайству должнику, суд сразу вводит "конкурс" без наблюдения и фин.озд-я.
Но это будет исключением.
 

LynX

Пользователь
Я прочитал закон по другому. По ходатайству должнику, суд сразу вводит "конкурс" без наблюдения и фин.озд-я.
Но это будет исключением.
Да. Тут нужно только два условия соблюсти - ходатайство должника и несоответствие должника требованиям для реструктуризации, предусмотренных п. 1 ст. 213.13 ЗоНБ. Всё.
 

Служитель

Пользователь
Наш закон как всегда изумителен, гражданину, чтобы обойтись без реструктуризации, надо не соответствовать п.1. ст.213.13.: "План реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: "имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов".
А как определить эту дату, если самого плана-то нет, ведь суд для этого должен ввести реструктуризацию))
 

LynX

Пользователь
Наш закон как всегда изумителен, гражданину, чтобы обойтись без реструктуризации, надо не соответствовать п.1. ст.213.13.: "План реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: "имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов".
А как определить эту дату, если самого плана-то нет, ведь суд для этого должен ввести реструктуризацию))
ИМХО, главное - источник доходов, а не дата. Хотя текст действительно занятен =)
 

Служитель

Пользователь
Гражданин подает ходатайство о введении конкурса, а судья ему: "нет, давайте введем реструктуризацию, а там посмотрим, вдруг у вас появится доход". Надо же по закону...
 

Lawyer

Пользователь
вообще-то, у человека не может быть дохода вообще (полностью отсутствовать).
Что вкладывал законодатель в "не имеет источник дохода". Какие критерии?
Это:
1. доход - 0 руб. (что нереально);
2. доход меньше прожиточного минимума?
3. доход-платежи кредиторам=меньше прожиточного минимума?
 

Александр Воропаев

Пользователь
Интересно
1. доход - 0 руб. (что нереально);
А каким образом будет учитываться неофициальный доход? АУ будет карманы проверять или применять будет устройство регистрации неофициальных поступлений??? ))) По примеру кардиологического аппарата Холтера??
Имхо, закон сейчас большинством граждан рассматривается как что-то "спасительное" избавляющее и т.п.
Мне всё таки видится зарождение института профессионального финансового оздоровления. Что может быть проще - взял кредит? проблемы с выплатами? - плати посильно! Всё. делов - то. Обратись к специалистам по планированию личного бюджета, займись контролем расходов, получи психологическую(это самое важное) поддержку, смени(найди при помощи специалистов) работу и оздоравливайся себе на здоровье! Этот закон, как мне видиться, как раз и направлен на "лечение" если хотите "кредитных наркоманов", читать просто было бы неплохо его в этом контексте.
 

LynX

Пользователь
Коллеги тут подсказали занятную вещь. В Законе 154-ФЗ исключили возможность списания в банкротстве физ.лица убытков, причиненных юр.лицу - но только со стороны учредителей и коллегиальных органов. А вот про единоличный исполнительный орган - ни слова. А статистически это и есть главный нарушитель =)
 

LynX

Пользователь
Коллеги не дочитали закон, испол.орган в ст. 10 ЗОБ на первом месте.
Субсидиарка - частый случай убытков, взыскиваемых с ЕИО. На самом деле возможностей взыскания по ст.ст. 53, 53.1 ГК РФ и 62-му пленуму намного больше.
 
Еще один важный момент: в п. 2. ст. 213.24 появился второй абзац: При принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.
То есть, чтоб самому полностью провести процедуру нужно будет перескакивать сразу в реализацию.

и не понятен мне момент: в Статье 213.4.
1. Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
Зачем добавили 30 дней. Что будет если опоздает?
 

Служитель

Пользователь
Еще один важный момент: в п. 2. ст. 213.24 появился второй абзац: При принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.
То есть, чтоб самому полностью провести процедуру нужно будет перескакивать сразу в реализацию.

и не понятен мне момент: в Статье 213.4.
1. Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
Зачем добавили 30 дней. Что будет если опоздает?
30 рабочих дней это сердито, написать месяц или два месяца было слишком архаично.
"Должен был узнать об этом" - тоже вам не просто так. Если я должен кому-то, то должен знать об этом, а не просто знаю - не знаю.
И вообще, как можно не знать, что я должник? Забыть можно, да, а не знать невозможно. Поэтому правильный текст ст. 213.4. должен быть такой:
"не позднее тридцати рабочих дней (именно рабочих, потому что в выходные голова у гражданина не работает) со дня, когда он должен был вспомнить об этом".
 
Последнее редактирование:
Данное положение по существу направлено на ограничение вала заявлений должников в суды и снижение нагрузки на судей.
Есть мнение, что это изменение (сумма от 500 т. руб.) пролоббировано банками, так как основная часть потребкредитов ниже этой суммы.

2. Принципиальное изменение внесено в ст.213.3 ЗоНБ: рассмотрение дел о банкротстве полностью передано в арбитражные суды. Плюсы данного изменения:

А) обеспечение намного более высокого профессионального уровня рассмотрения дел о банкротстве;

Б) большая транспортная доступность суда для кредиторов, особенно системных, и меньшая – для должников, что обеспечит некоторое снижение вала заявлений от последних;

В) снижение остроты проблемы «искусственной задолженности» – практика проверки кредитора на платежеспособность при рассмотрении вопроса о включении требований в реестр арбитражным судам известна[1].

Вместе с тем высказывается отдающая шизофренией идея допустить «раздвоение» дела о банкротстве, передав часть дела в арбитражные суды, а часть – в суды общей юрисдикции, хотя ни к чему, кроме путаницы и информационной закрытости рассмотрения части дела, данное предложение не способно привести.
В Госдуме уже идет подготовка к рассмотрению в первом чтении изменений в ЗоН(Б), которыми будет изменена подсудность дел об оспаривании сделок граждан-должников с арбитража на СОЮ. После внесения в июле законопроекта (в части рассмотрения в СОЮ исков об оспаривании сделок должника-физика) в ГД он был передан для заключения к Комитет по собственности. Однако, Комитет по собственности в своем заключении предложил не только передать в СОЮ иски об оспаривании сделок, но и вообще изменить подведомственность дел о банкротстве граждан и перевести из арбитража в СОЮ.
Будем ждать первых чтений в ГД (рассмотрение законопроекта поставлено в план на ноябрь).
 

Вложения

LynX

Пользователь
В Госдуме уже идет подготовка к рассмотрению в первом чтении изменений в ЗоН(Б), которыми будет изменена подсудность дел об оспаривании сделок граждан-должников с арбитража на СОЮ. После внесения в июле законопроекта (в части рассмотрения в СОЮ исков об оспаривании сделок должника-физика) в ГД он был передан для заключения к Комитет по собственности. Однако, Комитет по собственности в своем заключении предложил не только передать в СОЮ иски об оспаривании сделок, но и вообще изменить подведомственность дел о банкротстве граждан и перевести из арбитража в СОЮ.
Будем ждать первых чтений в ГД (рассмотрение законопроекта поставлено в план на ноябрь).
- Да кого Вы будете голосовать?
- Да зае....
- Правильно, за "Единую Россию"!

Вот мне хочется так же, как тот мужик ответить. Устроили маятник.
 
Верх