Новости Что ждет налогоплательщиков в 2014 году - ИТАР-ТАСС

Тема в разделе "Новости о банкротстве", создана пользователем Joseph, 26 сен 2013.

  1. Joseph
    Offline

    Joseph Пользователь

    ИТАР-ТАСС
    Контекст изменения налогового регулирования в России выходит далеко за его пределы. Большое значение в этом контексте имеет так называемая «национализация элит». Она, по сути, является неформальным процессом, в официальных документах не упоминается, однако ее проявления видны в законодательстве и правоприменительной практике.

    Налоговое регулирование как часть «национализации элит»

    Условно можно выделить несколько таких проявлений.

    Наиболее громкое - запрет чиновникам иметь активы и счета за рубежом (Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»). Он был инициирован лично президентом Владимиром Путиными, процесс разработки закона и согласований занял меньше полугода, что говорит о его «принципиальной важности» для современной России.

    Второй признак «национализации элит» – повышение приоритетности российского законодательства по сравнению с иностранным. Это проявилось, например, в принятии «закона Димы Яковлева», противоречащего международным договорам России. Как практикующие налоговые консультанты мы заметили следующую тенденцию арбитражной практики, связанную с налоговыми спорами. Налоговая «оптимизация» напрямую не запрещается российскими законами, поэтому до недавнего времени, если в обвинениях налоговиков не было доказано отсутствие экономической целесообразности той или иной международной операции (которая, по сути, являлась звеном в схеме по «оптимизации»), суд становился на сторону налогоплательщика. В последние месяцы число противоположного развития событий значительно выросла.

    Наконец, третья проекция «национализации элит» - так называемый «курс на деофшоризацию», который также пока не выражен в каком-либо документе, но четко прослеживается в выступлениях первых лиц страны. В 2013 году Россия, председательствовавшая в G20, сделала вопрос о международной борьбе с уходом от уплаты налогов центральным в повестке деятельности этой организации. (Впрочем, мы лишь подхватили эстафетную палочку, так как на проблему уже давно обращено внимание нескольких международных игроков.)

    Россия и ОЭСР

    Сразу после вступления в 2012 году в ВТО Россия активизировала переговоры о членстве с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые планируется завершить не позднее 2015 года. Эта организация объединяет практически все наиболее развитые государства, поэтому вступление в нее для России носит большое репутационное значение. Тем не менее, членство предполагает определенную стандартизацию законодательства, в том числе и в налоговой сфере.

    Одним из направлений деятельности ОЭСР является борьба с отмыванием денег. Организация составляет списки офшоров, стимулирует эти государства к приведению своего законодательства в соответствие с принятыми в ОЭСР стандартами. Второе направление взаимодействия с офшорами – подписание двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. В 2013 году Россия присоединилась к конвенции ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках (Multilateral Convention on Mutual Assistance in Tax Matters), которая предполагает такие соглашения. О намерении добиваться вместе с ОЭСР повышения прозрачности офшоров неоднократно заявлял президент Владимир Путин (в частности при оглашении бюджетного послания 13 июня, на саммите G8 17 июня, на Петербургском международном экономическом форуме 20 июня 2013 г.). Окончательные договоренности по этому поводу были заключены и между странами «большой двадцатки» на питерском саммите в начале сентября. Согласно подписанным договоренностям уже с 2015 года в странах «двадцатки» заработает автоматическая система обмена налоговой информацией.

    Действия ОЭСР уже приводят к тому, что офшоры, находящиеся в «сером» списке, составленном организацией (туда входит 41 государство), постепенно обеляются, что, естественно, затрудняет их использование для ухода от налогов. Для России, в которой схемы с участием оффшоров все еще широко распространены, это имеет большое значение с точки зрения увеличения собираемости налогов.

    Россия и США

    FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, Закон о налогообложении иностранных счетов) – аналог конвенции ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках, только инициатором его являются Соединенные Штаты Америки, и распространяется он на резидентов этого государства. Согласно законопроекту все зарубежные банки с 2014 года будут обязаны раскрывать налоговым службам США всю информацию о счетах американских граждан и компаний. Стимулом к такому раскрытию должна стать, прежде всего, повышенная комиссия в 30% за любые транзакции с американскими компаниями. Чтобы избежать нарушения национального законодательства (в большинстве развитых стран передача налоговой информации возможно только с санкции суда), все заинтересованные государства должны подписать специальное соглашение с США об обмене налоговой информацией.

    Россия намерена присоединиться к соглашению, но пока есть политическая проблема: российскому руководству трудно решиться подписать документ, распространяющий американский закон на российскую юрисдикцию.

    Россия и FATF

    Довольно активно идет работа России в Группе разработки мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering – FATF). Это межправительственная организация, куда Россия была принята еще в 2003 году. Тем не менее, на налоговый климат внутри России это всерьез сказалось только в этом году. 28 июня 2013 года президент РФ подписал закон №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», разработанный как раз с учетом рекомендаций FATF.

    Закон серьезно расширяет права налоговых органов в части доступа к счетам физических и юридических лиц, ужесточает санкции за незаконный денежный оборот, за регистрацию и использование фирм-«однодневок». Причем под подозрение теоретически (правоприменительная практика пока не наработана) могут попасть также добропорядочные налогоплательщики, если будет установлена даже косвенная связь с нелегальными схемами.

    В числе ожидаемых нами последствий практического применения этого закона – суды при рассмотрении налоговых споров теперь чаще будут становиться на сторону налоговиков.

    Нововведения закона 134-ФЗ

    Главное нововведение – понятие «бенефициарный владелец», а также обязательство банков «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры» по установлению конечных собственников компаний-клиентов. При этом банкам дается право отказывать в открытии счета компаниям, с неустановленными бенефициарными владельцами. Это потребует серьезных дополнительных затрат со стороны банков на внедрение системы получения, хранения, обновления (по закону - не реже 1 раз в год) и передачи органам этой информации.5

    Читать дальше...
     
Загрузка...
Похожие темы
  1. blogger
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    198
  2. blogger
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    225
  3. Joseph
    Ответов:
    5
    Просмотров:
    921
  4. Joseph
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    228
  5. Joseph
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    585

Поделиться этой страницей