«Эволюция Борна» // Обзор Закона № 482-ФЗ

Тема в разделе "Закон о банкротстве и поправки", создана пользователем LynX, 2 янв 2015.

  1. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    Коротко обозначу основные новеллы, вносимые законом № 482-ФЗ - http://www.rg.ru/2014/12/31/bankrotstvo-dok.html - в закон о несостоятельности (банкротстве) (далее – ЗоНБ).

    1. Немного меняется порядок определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей – теперь они определяются не на дату подачи в суд заявления о банкротстве, а на дату введения первой процедуры (ст. 4 ЗоНБ).

    Вместе с тем п. 1 ст. 5 ЗоНБ касательно критериев квалификации требований в качестве текущих остался без изменений.

    Сакральный смысл изменений закона в данной части остался мне неясным.

    Раньше всё было просто: все требования, возникшие до даты подачи заявления в суд – реестровые, после – текущие.

    Теперь же будет путаница.

    2. Поднята планка входа в банкротство со 100 т.р. до 300 (ст.ст. 6, 33 ЗоНБ). Правильно, давно пора.

    Планка входа на банкротство для стратегических предприятий и организаций, а так же субъектов естественных монополий поднята с полумиллиона до миллиона (ст.ст. 190, 197 ЗоНБ).

    3. Уточняется порядок обращения в суд кредитора в случае, если обязанность по оплате денежных средств установлена решением третейского суда. Теперь первоначально кредитор должен обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, а судебный акт по данному поводу должен вступить в законную силу (ст. 7 ЗоНБ). Новелла, очевидно, принята в рамках борьбы с «карманными» третейскими судами.

    3. Два традиционно крупнейших кредитора – банки и Российская Федерация в лице ФНС – получили привилегии по «отстрелу» должников. Теперь для инициирования банкротства им не требуется подтверждать задолженность в судебном порядке. Банки получают право на обращение в суд с даты возникновения признаков банкротства, ФНС – через месяц после принятия решения о взыскании задолженности налоговым либо таможенным органом (ст. 7 ЗоНБ).

    Т.о. риск прокредиторского банкротства для должников существенно возрастает. Как следствие – повышается актуальность юр.услуг по оспариванию решений налоговых и таможенных органов. Не оспорил – через месяц лови банкротство. Не заплатил по кредиту в течение трех месяцев – эффект тот же.

    4. За 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 2.1 ЗоНБ)

    5. Залоговые кредиторы получили право голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего (далее - АУ) или СРО (читай - продвигать своих АУ), за обращение в суд с ходатайством об отстранении АУ и за обращение в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению (ст. 12 ЗоНБ).

    6. Уточняется порядок уведомления кредиторов о собрании – не менее чем за пять рабочих дней. Ранее было – календарных (ст. 13 ЗоНБ).

    7. Дополнен порядок оформления результатов голосования на собрание кредиторов, установлен срок хранения данных документов, порядок доступа к ним, установлена обязанность публиковать в течение трех дней сведения в ЕФРСБ (ст. 18 ЗоНБ). В целом – ничего нового, раньше всё практически так и было.

    8. Право АУ запрашивать сведения расширено и дополнено (абз. 7 п. 1 ст. 20.3 ЗоНБ):

    А) теперь АУ вправе запрашивать информацию так же о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника;

    Б) в число лиц, обязанных предоставлять АУ сведения, включены органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

    В) прямо указано на право АУ запрашивать сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, что, впрочем, и раньше не было особой проблемой.

    9. Расходы на текущую деятельность должника отделены от расходов на процедуры банкротства (ст. 20.7 ЗоНБ)

    10. В размере фактических затрат будут компенсироваться расходы на услуги БТИ и иных лиц, если они необходимы для гос.регистрации прав должника на недвижимость (ст. 20.7 ЗоНБ).

    11. АУ обязан заключить договор дополнительного страхования по решению СРО либо в случае предъявления к нему такого требования должником или кредиторами (ст. 24.1 ЗоНБ)

    12. Установлен минимальный размер компенсационного фонда – 20 млн.р. (ст. 25.1 ЗоНБ).

    13. Изменен размер компенсационной выплаты из фонда СРО – ранее было не более 25% фонда, сейчас – не более 5 млн.р. на один «страховой» случай или не более 1 млн.р., если АУ заключил договор на дополнительное страхование (ст. 25.1 ЗоНБ)

    14. Установлен срок, в течение которого руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства – 10 дней с даты, когда руководитель узнал или должен был узнать (ст. 30 ЗоНБ). За неисполнение данной обязанности в ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ установлен штраф – от 25 до 50 т.р.

    15. Должник утрачивает право выбирать кандидатуру АУ и СРО. За 15 дней до подачи заявления о банкротстве в суд должник обязан опубликовать уведомление в Едином федеральном реестре сведения о фактах деятельности юридических лиц, после чего узнать выбранную в случайном порядке СРО, включить её в заявление о банкротстве, а уж в СРО выберет кандидатуру АУ (ст. 37 ЗоНБ). Обходить норму будут классически - через заявление «дружественного» кредитора.

    16. Установлены основания для отказа в утверждении АУ судом – это информация об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры (ст. 45 ЗоНБ). Из текста не вполне ясно, предоставляется такая информация только из СРО или может быть предоставлена иными лицами. Однако даже в случае наличия такой информации АУ может быть утвержден судом, но для этого потребуется дополнительное страхование (на страховую сумму не менее размера компенсационного фонда СРО на последнюю отчетную дату). В этом случае уменьшается размер возможной выплаты из фонда СРО с 5 до 1 млн.р. (ст. 45 ЗоНБ).

    17. Несколько изменен порядок признания требования заявителя обоснованным и введении наблюдения. В целом все ясно и логично с учетом поправок одна фраза заставила задуматься: «Определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится при условии, если имеется иное заявление о признании должника банкротом» (ст. 48 ЗоНБ). Ранее конкуренция заявлений разрешалась по датам их подачи. Как будет – неясно.

    18. Изменен порядок начисления процентов на сумму требований конкурсных кредиторов (ст. 63 ЗоНБ).

    19. Суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве, если должник является платежеспособным, а заявление о банкротстве было подано должником либо кредитором, являющимся заинтересованным лицом, если данные лица знали о платежеспособности должника, а заявление было подано с целью необоснованного неправомерного получения выгод от банкротства (п. 6 ст. 63 ЗоНБ).

    Конструкция громоздкая, хитрая и с учетом массовой практики по выводу активов едва ли будет активно применяться.

    20. Временный управляющий и лица, участвующие в деле, вправе возражать против включения требований в реестр по мотиву пропуска срока исковой давности (ст.ст. 66, 71 ЗоНБ).

    21. Установлена обязанность временного управляющего предоставлять в суд заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (ст. 67 ЗоНБ). Раньше мы писали заключения только в случае, если не находили оснований для оспаривания сделок. Если находили – просто оспаривали. Теперь заключение по всем случаям обязательно.

    22. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы, относящиеся к первому собранию кредиторов (ст. 73 ЗоНБ).

    23. Существенно изменена ст. 100 ЗоНБ. В частности, АУ обязан в течение пяти дней с даты получения требования кредитора опубликовать сведения о требовании в ЕФРСБ.

    24. Вводятся ст.ст.111.1-111.8 ЗоНБ об операторах электронных площадок. Текст достаточно объёмный, потому не дублирую.

    25. Изменен порядок замещения активов должника в ст. 141 ЗоНБ, ст. 115 ЗоНБ дополнена пунктами 7-11.

    26. Расширены требования к отчету АУ – дополнительно нужно указывать сведения о мерах по взысканию дебиторки; сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; сведения о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника (ст.ст. 117, 143 ЗоНБ).

    27. Дополнен порядок продажи социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или объектов коммунальной инфраструктуры. Если они не были проданы в форме конкурса, порядок продажи определяют кредиторы. В т.ч. возможна продажа путем публичного предложения или путем приглашения делать оферты, главное – взятие участниками торгов на себя обязательств заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий касательно указанных объектов. В случае неисполнения соглашения органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении договора, что влечет передачу органам объектов, а покупателю из местного бюджета компенсируется сумма, оплаченная по договору с должником (ст. 132 ЗоНБ).

    28. Арбитражный суд вправе уменьшить размер требований по оплате труда любых работников должника в случае, предусмотренном п. 4 ст. 136 ЗоНБ.

    29. Залоговый кредитор теперь определяет в т.ч. начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. Данные сведения включаются АУ в ЕФРСБ не позднее 15 дней до начала торгов. Установлен срок обращения в суд за разрешением разногласий между АУ и залоговым кредитом по указанным моментам – 10 дней с даты публикации в ЕФРСБ. Залоговый кредитор вправе оставить предмет залога на любом этапе публичного предложения по цене, действующей на данном этапе, если нет иных заявок, путем одновременно подачи заявления АУ и перечисления денежных средств на спец.счет должника. Расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах погашаются до распределения денежных средств согласно п. 1, 2 ст. 138 ЗоНБ.

    30. В случае неисполнения должником мирового соглашения кредиторы теперь вправе получить исполнительный лист (ст. 167 ЗоНБ).

    31. Увеличен срок возражений на включение требований в деле о банкротстве финансовой организации - с 15 до 30 дней (ст. 183.26 ЗоНБ).

    32. Усилена административная ответственность по ч. 1 и 2 ст. 14.13 КоАП РФ - теперь она составляет от 50 до 100 т.р. (благо размеры штрафов в части третьей не тронули). Расширен перечень субъектов ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Расширена формулировка ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ – теперь карается в т.ч. несвоевременное предоставление АУ сведений и документов.


    Что можно сказать в целом?

    Многие нормы понятны, логичны и направлены на повышение прозрачности процедур банкротства.

    Некоторые нормы носят прокредиторский и откровенно лоббистский характер. Видимо, в качестве компенсации за закон о банкротстве физ.лиц банкам дали право продвигать своих АУ и обращаться с заявлением о банкротстве без судебного акта.

    Жизнь должников явно станет сложнее и рискованней.

    Некоторые поправки – в ст.ст. 18, 100, 111.1-111.8, 115, 141 ЗоНБ – не стал подробно рассматривать и рекомендую для самостоятельного ознакомления.

    И все это счастье (за исключением некоторых положений) вступает в силу с 31 января 2015 года! В общем, экшн ожидается ещё тот.

    Ссылка на оригинальную статью - http://zakon.ru/Blogs/evolyuciya_borna__obzor_zakona__482fz/15763
    Авторство - моё.
     
    Последнее редактирование: 3 янв 2015
  2. Игорич
    Offline

    Игорич Банковский юрист

    Ммм, не могу согласиться с разъяснением по дате определения размера требований. Речь о том, что сумма определяется на первую процедуру в деле. Т.е. например, если, заявляешься в КП, то размер на дату введения наблюдения. Поэтому и исключили 3 абзац этого пункта.
     
  3. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    Так вроде и том и речь )
     
  4. Тигресс
    Offline

    Тигресс Подниматель пингвинов

    Да почему ж не ясно) все ясно, так действовало и до 482-фз через регламентацию ППВАС.
    С конкуренцией по датам ничего не изменилось. Насколько я понимаю, речь идет о том, что дело подлежит прекращению, если рассматривается единственное заявление. А если зарегистрированы последующие поданные заявление, то первое заявление оставляется без рассмотрения, и выносится отказ в введении наблюдения по этому конкретному заявлению, а далее в том же, по факту, деле начинают рассматриваться заявления, поступившие в календарной последовательности.
     
    Дмитрий Скрипичников нравится это.
  5. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    Теперь понятно, благодарю )
     
  6. Тигресс
    Offline

    Тигресс Подниматель пингвинов

    Еще бы разобраться со вступлением) и будет нам счастье) на какие дела распространяются изменения)))) я пока не смотрела.
     
  7. Parventa
    Offline

    Parventa АУ

    . К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
     
  8. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    Старые процедуры (возбужденные до 31.01.2015г.) - по старым правилам. Сейчас самое время должникам активизироваться - осталось меньше месяца.
    Потом, насколько понял, при подаче заявления должника СРО выбирать будет суд. Во всяком случае, так буквально читается п. 6 ст. 4 Закона № 482-ФЗ. Это в качестве переходного периода.
    Потом уполномоченным правительством орган утвердит порядок выбора СРО и вот тогда все устаканится.
    В общем, у должников решили быстренько отобрать право выбирать АУ. Хотя подачу заявления "дружественным" кредитором никто не отменял.
    Плюс банки станут супер-кредиторами.
     
  9. Alexandro_V
    Offline

    Alexandro_V Новичок

    Увеличен размер комп. фонда в 4 раза! Для крупных СРО может и не проблема, а вот с числом членов порядка 100 - 130, как быть? Увеличивать взнос в фонд до 200 тыс? Или "бежать" и укрупняться? ОМЕРЗИТЕЛЬНО ВСЁ ЭТО. Осточертели бесконечные изменения правил игры, не законы, а калейдоскоп какой-то.
    И, кстати: это "счастье" нас настигнет не 31.01, 29.01
     
    Lawyer и Фрекен Бок нравится это.
  10. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    "Игры на укрупнение" для нашего законодателя не в новинку. Со строителями, например, так же было, когда СРО для них вводили.

    "Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования." Опубликование было 31.12.2014г. - так написано на сайте РГ.
     
  11. И р и С
    Offline

    И р и С АУ

    Если верить консультант плюс начало действия документа - 29.01.2015.
    В соответствии с частью 1 статьи 4 данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 29.12.2014).
     
  12. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    С т.зр. надежности лучше подавать заявления как максимум 28.01.2015г.
    В целом - благодарю за информацию )
     
  13. Виталий С.
    Offline

    Виталий С. АУ

    Случайная выборка СРО для должников конечно огорчает. Мотивы законодателя понятны. Упрощенка в том виде как она была, была совершенно "продолжниковой".
    Но я бы все-таки боролся не с самим назначением, а дал возможность собранию кредиторов утвердить управляющего. Или, например, подать возражения против назначения АУ от любого мало-мальски значимого кредитора. В любом случае это должно быть согласованной волей заинтересованных участников процесса. Им же работать с этим АУ.
    Квалификация и репутация "стираются" в случайную выборку и стремиться становиться не к чему.
    Как было сказано советском фильме. "Мы же не в карты играем."
    Разве к новым способам обойти закон.)))))
     
    LynX нравится это.
  14. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    В принципе, можно попросить "рандомного" АУ свалить с процедуры и выбрать своего. Выгнать через жалобы будет посложнее.
    При случайном выборе АУ как правило не особо мотивированы активно действовать. Формально отстреляться - да, но большее - редко. Тем более, что упрощенка - это "субботник", вознаграждение АУ не гарантировано ничем, да и прекратить производство по делу при наличии принятого решения о самоликвидации - штука сомнительная. А доводить до ума - время, деньги и нервы. Сейчас, конечно, ст. 62 ГК РФ немного поправили в части обязанности учредителей финансировать мероприятие, но в ст. 59 ЗоНБ никаких изменений не внесли.
    Когда же за спиной надежный кредитор, который не будет устраивать подлянки, процесс идет намного приятней и активней.
     
  15. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    В принципе речь идет о случайном выборе СРО. Как внутри СРО будет вопрос решаться - Закон не регламентирует.
     
  16. Дмитрий Скрипичников
    Offline

    Дмитрий Скрипичников Регулятор

    Очевидно .. что если эта система заработает для СРО.. То логичным шагом будет перейти к выбору АУ.. Но не все сразу... А так - всем надоели эти упрощенные процедуры "бегства" от кредиторов... ;)
     
    LynX нравится это.
  17. Архип
    Offline

    Архип Пользователь

    Из закона:
    6) статью 18 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

    "5. Протокол заседания комитета кредиторов составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения заседания комитета кредиторов, второй - хранится у лица, проводившего заседание комитета кредиторов.

    В случае, если заседание комитета кредиторов проводилось не арбитражным управляющим, составляется дополнительный (третий) экземпляр протокола заседания комитета кредиторов, который направляется арбитражному управляющему.

    К протоколу заседания комитета кредиторов должны быть приложены копии:

    бюллетеней для голосования (если регламентом не предусмотрена иная форма принятия решения);

    материалов, представленных членам комитета кредиторов для ознакомления и (или) утверждения;

    документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении членов комитета кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

    иных документов по усмотрению лица, проводившего заседание комитета кредиторов, или на основании решения комитета кредиторов.

    Оригиналы указанных документов подлежат хранению лицом, проводившим заседание комитета кредиторов, до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

    Лицо, проводившее заседание комитета кредиторов, обязано обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия, представителю саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представителю органа по контролю (надзору). Расходы на подготовку и направление таких копий возлагаются на лицо, требующее их предоставления.

    Сведения о решениях, принятых на заседаниях комитета кредиторов, подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты получения им протокола заседания комитета кредиторов.";


    Правильно ли я понял, что протокол и документы заседания комитета кредиторов в суд направляет комитет кредиторов, а арбитражный управляющий публикует сведения о решениях комитета кредиторов на ЕФРСБ ?
     
  18. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    Направляет тот, кто проводил собрание. По умолчанию это АУ. В редких случаях это не АУ. Так было раньше, так и сейчас.
     
  19. Архип
    Offline

    Архип Пользователь

    Я же не совсем тупой.....

    Речь в законе идёт о заседание комитета кредиторов ........
     
  20. LynX
    Offline

    LynX Пользователь

    Разница между собранием и комитетом кредиторов - в количестве участников и порядке подсчета голосов. В остальном разницы никакой.
    По организатору собрания/комитета уже сказал - это АУ. По умолчанию он делает два протокола - один в суд, один себе. И публикует в ЕФРСБ.
    Может быть не АУ, если: кредитор направил требование о проведении собрания/заседания комитета - АУ не отреагировал, собрание/комитет не созвал - тогда кредитор вправе сам организовать мероприятие. Тогда организатор составляет три протокола - один в суд, один для АУ, один себе. АУ после получения протокола должен сделать публикацию в ЕФРСБ.
    Что неясного?
     
    кокос нравится это.
Загрузка...

Поделиться этой страницей