Чтобы избежать подобных правоприменительных проблем, законодателю следовало указать, что к социально значимым объектам относится имущество, используемое в целях дошкольного воспитания, общего образования, а также в медицинских целях.
Как представляется, в законодательстве следует закрепить хотя бы примерный, открытый перечень объектов, относимых к тому или иному виду социально значимых, поскольку в практике постоянно возникают вопросы по поводу квалификации определенных видов имущества должника в качестве социально значимых объектов. Например, из текста Закона не понятно, относятся ли пионерские лагеря к образовательным учреждениям; относятся ли аптеки к лечебным учреждениям. Надо также отметить неясность термина "объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения". Закон о банкротстве 1998 г. называл их "объектами коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимыми для региона" (ст. 104). Данный вопрос поднимался неоднократно. В частности, М.В. Телюкина пишет: "Закон не устанавливает критерии отнесения объектов коммунальной инфраструктуры к категории жизненно необходимых для региона. Представляется, что этот вопрос в каждом конкретном случае должен решать арбитражный суд по заявлению конкурсного управляющего или других заинтересованных лиц" <*>. Полагаем, что арбитражный суд будет рассматривать этот вопрос только в том случае, если возникнут разногласия между конкурсным управляющим, кредиторами или органами местного самоуправления по поводу квалификации данных объектов, а для этого заинтересованным лицам надо внимательно контролировать деятельность конкурсного управляющего. Во всех же остальных случаях (а их большинство) вопрос решается по усмотрению конкурсного управляющего. Так, муниципальное образование обратилось в арбитражный суд с иском к конкурсному управляющему акционерного общества о признании незаконными его действий по включению в конкурсную массу и отказу от передачи муниципалитету объектов коммунальной инфраструктуры: котельной, водозабора, канализационной насосной станции, линий теплотрассы и водоснабжения. Жизненная необходимость для региона подтверждалась приложениями к договору поставки энергии, данными Госкомстата о численности проживающих в микрорайоне человек, пользующихся услугами по тепло- и водоснабжению через эти объекты коммунальной инфраструктуры, данными о площади жилфонда, имеющего горячее водоснабжение и отапливаемое от котельной, предоставленные управлением жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества. Таким образом, было установлено, что спорные объекты являются единственными, с помощью которых осуществляется жилищно-коммунальное обслуживание населения. Действия конкурсного управляющего были признаны незаконными <**>.
--------------------------------
<*> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М.: БЕК, 1998. С. 180.
<**> См. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2003 г. по делу N А05-8591/02-459/3 // СПС КонсультантПлюс.
На практике к объектам коммунальной инфраструктуры, относящимся к системам жизнеобеспечения, причисляют, в частности, котельные, канализационные и электрические сети и даже автомобильные дороги общего пользования, хотя последние к коммунальному делу отношения не имеют.
Как мы уже отмечали, законодатель не включает социально значимые объекты в конкурсную массу. Как полагает А.А. Пахаруков, в данном случае имеет место законотворческая ошибка <*>. Такая позиция, действительно, представляется не до конца логичной. Ведь общее правило в отношении социально значимых объектов заключается в том, что они тоже продаются, хотя и с сохранением целевого назначения имущества, а полученные средства передаются в конкурсную массу. Следуя логике Закона, который понимает под конкурсной массой все имущество, подлежащее продаже, следует закрепить, что данные объекты включаются в конкурсную массу, но с особым правовым режимом. Особенности заключаются в специальных правилах определения дальнейшей судьбы данного имущества.