Как противостоять Большому обману?
Ольга Космынина № 6 (793) от 03.02.2010 ПОТРЕБИТЕЛЬ
«Никаких гарантий» — так называлась публикация 4 ноября прошлого года в «Ростове официальном». У статьи подзаголовок: «Как дурят нашего брата». Речь в ней шла о многолетней афере руководства кредитно-потребительского кооператива «Гарантия», в результате чего были обмануты около 3 тысяч человек на общую сумму 500 миллионов рублей. Но это не первый и не единственный случай Большого обмана большого числа людей.
Сейчас ростовские суды и структуры правоохранительных органов завалены делами о банкротстве (преднамеренном?), кроме «Гарантии», ещё трёх кооперативов: «Взаимный кредит», «Кредитно-Сберегательная касса» и «Инвестор-98».
«Ростов официальный» намерен и впредь рассказывать о том, как идёт разбирательство дел. Но когда видишь в зале суда пожилых (как правило) обманутых людей, невольно задаёшься вопросом: а кто ещё, кроме Фемиды с завязанными глазами, может помочь им?
А что произошло с теми вкладами, которые они (или другие) сделали в финансовые пирамиды перестроечных лет? Оказалось, что и помочь есть кому, и с последствиями деятельности различных мавроди ещё разбираются.
15 лет назад, в соответствии с Указом Президента России, был создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Спустя два года, опять же по Указу, были созданы аналогичные региональные и местные фонды. Есть такой и в нашем Ростове.
Офис Ростовского областного общественно-государственного фонда расположен прямо в центре донской столицы, вход с ул. Шаумяна, 55. Это здесь знают всё, что связано с прошлыми финансовыми пирамидами и сегодняшними последователями великих махинаторов.
Заместитель управляющего фондом Татьяна Андреевна ВОРОНОВА рассказывает:
— Функции фонда — оформление документов и производство выплат пострадавшим вкладчикам от недобросовестных финансовых компаний, которые действовали в 90-е годы. Помните, с каким треском рухнули «Русский дом Селенга», «Хопер-Инвест», «Русская недвижимость»? В списке нашего фонда — 482 компании.
Здесь оформляют списки, отправляют их в Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Оттуда присылают ведомость и деньги (их перечисляют на личные счета вкладчиков в различных банках). Компенсация выплачивается в размере того, что человек вложил в финансовую компанию за минусом уже полученного. О процентах речь не идёт. Так как фонд — не правопреемник финансовых пирамид и не несёт ответственность за их обещания. Татьяна Андреевна объясняет:
— Вложил человек в 1994 году миллион, а в 1998 году случилась деноминация. Поэтому он получает одну тысячу рублей.
Не хотелось бы огорчать людей, но вынуждены сообщить: получить обратно всё вложенное не получится.
Хоть у вкладчика в ответчиках 10, хоть 20 компаний, на которые он рассчитывал, он получит не более 10 тысяч рублей. Участники Великой Отечественной войны, труженики тыла (ветераны войны) и их наследники получают до 50 тысяч (при вложении не менее 50 миллионов).
Указом Президента РФ в июле 2008 года внесены изменения в структуру Федерального фонда. Воронова объясняет:
— Если раньше был попечительский совет, который регулировал порядок выплат и то, какие компании включать в список, то сейчас создан Совет фонда. И возглавил его руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России. Совет состоит из 12 человек, 9 из них — из госструктур. Вот на каком уровне решается этот вопрос.
А некоторые СМИ, предупреждает Татьяна Андреевна, неправильно интерпретировали этот Указ, объявив, что все обманутые вкладчики получат деньги.
Чтобы в список попали компании, деньги которых будут вкладчикам компенсировать, должны пройти определённые процедуры. Арбитражный суд должен подтвердить, что эта компания — банкрот, что есть список кредиторов и какие суммы они получали; выяснить, были ли возбуждены уголовные дела, какие по ним решения. Когда заканчивается эта процедура, весь пакет документов за подписью руководителя области направляется в Федеральный фонд. Там существует экспертный совет, который проводит экспертизу договоров и других финансовых документов, и только тогда Совет фонда принимает решение, включить ли эту компанию в список или не включить.
— Недавно, — рассказывает Воронова, — в этот список были включены страховая компания «Рендер-Ростов», которая действовала в 90-е годы, и «Инвест-Консалтинг». И теперь оформляются документы на получение компенсаций для вкладчиков этих компаний.
По статусу региональный фонд должен заниматься только компаниями «из списка». Но когда в апреле 2008 года в Ростове обострилась ситуация с потребительским кооперативом «Инвестор-98», задолжавшим вкладчикам около 2,5 миллиардов рублей (!), сюда повалили люди. В фонде решили, что им надо разъяснять законодательство. Воронова рассказывает:
— Люди бросились в суды, и адвокаты стали этим пользоваться. Я им объясняю: вы заплатите адвокату деньги, получите исполнительный лист, но на ваш исполнительный лист вы ничего не получите, потому что в процедуре наблюдения по закону о банкротстве накладывается мораторий на исполнение исполнительных листов. Они будут лежать мёртвым грузом у судебных приставов. Люди слушают, соглашаются, кивают, выходят... Через месяц приезжают и говорят: мы 8 тысяч отдали адвокату. Больше всего приезжают из Новочеркасска, там 5 тысяч обманутых вкладчиков «Инвестора-98». Но много и ростовчан.
«Инвестор-98» — первая ласточка в числе кооперативов нового времени, которые работали в Ростовской области. Потом появились «Гарантия», «Взаимный кредит», «Сберегательная касса». Есть ещё другие, но они действуют. И если по компаниям-банкротам 90-х фондом в области уже выплачено более 66 млн рублей, то вкладчики сегодняшних пирамид не скоро смогут получить хоть что-нибудь (если, конечно, не изменится законодательство).
Когда начались массовые обращения в администрации области и города, в представительство Президента и к самому Президенту РФ, в прокуратуру, тогда администрация области приняла решение создать в муниципальных образованиях штабы («Инвестор» действовал на территории Ростовской области и в Краснодарском крае). С апреля прошлого года такой штаб стал действовать и в администрации Ростова-на-Дону.
Рассказывает ведущий специалист отдела по развитию туризма и защите прав потребителей администрации Ростова-на-Дону Надежда Ивановна БАЛАКИРЕВА:
— Эту проблему в мэрии курирует заместитель главы администрации города Виталий Викторович Золотухин. Созданный штаб оказывает юридическую помощь и даёт консультации. Два раза в неделю (вторник и четверг) проводим приём вкладчиков «Инвестора-98» в офисе фонда. Уже обратилось около 800 человек. На сайте администрации в разделе нашего отдела публикуем информацию для вкладчиков. Сейчас к нам обращаются те, кто не попал в реестр. Аналогичная ситуация с «Гарантией». Хотя по ней и по другим компаниям штаб не создан, в помощи не отказываем никому. О работе штаба регулярно докладываем Золотухину и мэру города.
Недавно состоялось заседание Ленинского районного суда, на котором Федорцову, руководителю «Инвестора-98», продлён срок содержания под стражей до апреля. Процессуальные сроки вышли, но его не выпустили, наверное, учитывая общественный резонанс и число пострадавших — 6 тысяч человек. Прокуратура добивается, чтобы взяли под стражу ещё трёх фигурантов по этому делу.
По «Взаимному кредиту» Арбитражный суд 13 октября ввёл процедуру банкротства — наблюдение. Такое же решение принято ранее (11 сентября) по «Кредитно-Сберегательной кассе».
P.S. На прошлой неделе в Арбитражном суде состоялось внеочередное заседание по «Инвестору-98»: некоторые кредиторы потребовали отстранить арбитражного управляющего из-за его недостаточной активности по защите их прав. Игорь Овчинников судом был отстранён от своих обязанностей. Рядом со мной в зале суда сидела женщина, которая является вкладчиком и «Инвестора», и «Сберегательной кассы».
Я спросила у неё, насколько она верит, что что-то получит. Она ответила:
— Не верю.
— Тогда за что сражаетесь?
— За правду.
http://rostof.ru/article.php?chapter=8&id=20100605