Фрекен Бок
Домоправительница
Утверждены
приказом Государственной
инспекции труда
в Московской области
от 21 апреля 2006 г. N 111
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( для умственно отсталых-прим. мое)
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О ВЫПЛАТЕ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
1. Общая часть
1.1. Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.
1.1.1. Согласно ст. 11 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.) при банкротстве предприятия или его ликвидации в судебном порядке работники пользуются положением привилегированных кредиторов. Зарплата, составляющая привилегированный кредит, подлежит выплате полностью, до того как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения задолженности по зарплате по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.
1.2. Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрены три последовательно удовлетворяемые очереди. Первая - расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда. Вторая - расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Третья - расчеты с другими кредиторами.
1.3. Вознаграждение арбитражного управляющего утверждается арбитражным судом, оно является текущим обязательством и погашается вне очереди за счет конкурсной массы должника. Получение арбитражным управляющим вознаграждения при наличии текущей задолженности по заработной плате перед работниками является доказательством его умысла на совершение административного правонарушения.
1.3.1. Вне очереди погашается также задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
1.4. Функции уполномоченного органа возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации, которая вправе обращаться в арбитражные суды с заявлениями о банкротстве организаций, являющихся должниками перед государственным бюджетом. При задолженности от 100 млн. руб. - ФНС РФ, от 50 до 100 млн. руб. - территориальные органы ФНС РФ (например, Управление ФНС РФ по Московской области), до 50 млн. руб. - налоговые инспекции. УФНС МО расположено по адресу: 117638, Москва, улица Сивашская, дом 5, тел. 317-37-81. При запросах следует ссылаться на приказ ФНС РФ от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@.
1.5. Функции регулирующего органа по вопросам несостоятельности (банкротства) от имени государства осуществляет Федеральная регистрационная служба Российской Федерации (ФРС) и ее территориальные органы (например, Главное управление ФРС по Московской области), которые рассматривают жалобы и заявления на неправомерные действия арбитражного управляющего и принимают к нему меры воздействия. ГУ ФРС МО расположено по адресу: 121170, Москва, улица Поклонная, дом 13, тел. 148-82-37.
1.5.1. Органы ФРС рассматривают жалобы и заявления в соответствии с принципом территориальности, т.е. в том субъекте Российской Федерации, арбитражный суд которого принял заявление о признании должника банкротом. Как правило, это совпадает с местом регистрации организации-должника (юридическим адресом).
1.6. Контролирует действия своих членов - арбитражных управляющих так называемая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) - некоммерческая организация, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. СРО обязана рассматривать жалобы на действия своего члена, реализующего функции арбитражного управляющего в деле о банкротстве, и принимать к нему меры воздействия.
1.6.1. На деятельность СРО принцип территориальности не распространяется. Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве организации, расположенной в Московской области, может быть членом СРО, зарегистрированной и расположенной в любом другом субъекте Российской Федерации. На территории Московской области зарегистрирована одна такая организация - СРО "Дело" (г. Дубна).
1.7. На территории области координирует взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований и СРО Межведомственная комиссия по обеспечению участия исполнительных органов государственной власти Московской области в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (далее - Межведомственная комиссия), которая обладает необходимой полнотой информацией о банкротных предприятиях и арбитражных управляющих. Комиссия расположена по адресу: 115184, Москва, улица Большая Ордынка, дом 55, тел. 951-99-15.
1.8. Для защиты прав работников должника Закон о банкротстве предусматривает участие их представителя в собрании кредиторов. Такое участие дает возможность коллективу работников иметь представление о ходе и результатах банкротства. При возникновении разногласий с арбитражным управляющим представитель работников может обратиться в арбитражный суд. Арбитражный суд Московской области расположен по адресу: 107078, Москва, просп. Академика Сахарова, дом 18, тел. 975-31-57.
2. Особенная часть
2.1. Должностное лицо - под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ).
2.1.1. Субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение норм административного законодательства, является должностное лицо. В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложено осуществление полномочий руководителя должника (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2005 г. N 7460/05).
2.1.2. В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве руководителем должника признается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Вывод: арбитражный управляющий как член СРО, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не является должностным лицом, однако в административном праве на него в части ответственности распространен режим должностного лица, как, например, в праве социального обеспечения на некоторые категории воинов-афганцев в части получения льгот распространен режим инвалидов и участников ВОВ.
2.2. Арбитражные управляющие привлекаются к административной ответственности по месту нахождения юридического лица, банкротством которого они руководят, а не по месту своего жительства, месту регистрации в качестве ПБОЮЛ или месту расположения СРО.
2.3. В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве к должнику применяются следующие процедуры: наблюдение (временный управляющий), финансовое оздоровление (административный управляющий), внешнее управление (внешний управляющий), конкурсное производство (конкурсный управляющий) и мировое соглашение (возможно на любой стадии). При этом все управляющие носят название арбитражных.
2.3.1. На стадии наблюдения задолженность по заработной плате может быть погашена работодателем только с разрешения арбитражного управляющего.
2.3.2. На стадии внешнего управления на выплату задолженности по заработной плате (как и на другие обязательства) распространяется мораторий сроком на 2 года.
2.3.3. На стадии конкурсного производства задолженность по заработной плате гасится в порядке очереди.
2.3.4. Задолженность по заработной плате не может быть предметом мирового соглашения.
2.4. Согласно ст. 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом.
2.4.1. Задолженность по заработной плате, возникшая до введения процедуры банкротства, формализуется, в основном, двумя способами:
- в момент оформления исполнительного документа (в т.ч. исполнительного листа), если задолженность по заработной плате была предметом рассмотрения компетентного органа (в т.ч. суда общей юрисдикции) в порядке индивидуального трудового спора;
- в момент утверждения арбитражным судом представленного арбитражным управляющим отчета, составной частью которого является реестр кредиторов, где указаны работники, размер и период задолженности по заработной плате перед ними.
2.4.2. С момента формализации долги по заработной плате обретают статус кредита, а работники - кредиторов.
приказом Государственной
инспекции труда
в Московской области
от 21 апреля 2006 г. N 111
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( для умственно отсталых-прим. мое)
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О ВЫПЛАТЕ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
1. Общая часть
1.1. Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.
1.1.1. Согласно ст. 11 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.) при банкротстве предприятия или его ликвидации в судебном порядке работники пользуются положением привилегированных кредиторов. Зарплата, составляющая привилегированный кредит, подлежит выплате полностью, до того как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения задолженности по зарплате по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.
1.2. Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрены три последовательно удовлетворяемые очереди. Первая - расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда. Вторая - расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Третья - расчеты с другими кредиторами.
1.3. Вознаграждение арбитражного управляющего утверждается арбитражным судом, оно является текущим обязательством и погашается вне очереди за счет конкурсной массы должника. Получение арбитражным управляющим вознаграждения при наличии текущей задолженности по заработной плате перед работниками является доказательством его умысла на совершение административного правонарушения.
1.3.1. Вне очереди погашается также задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
1.4. Функции уполномоченного органа возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации, которая вправе обращаться в арбитражные суды с заявлениями о банкротстве организаций, являющихся должниками перед государственным бюджетом. При задолженности от 100 млн. руб. - ФНС РФ, от 50 до 100 млн. руб. - территориальные органы ФНС РФ (например, Управление ФНС РФ по Московской области), до 50 млн. руб. - налоговые инспекции. УФНС МО расположено по адресу: 117638, Москва, улица Сивашская, дом 5, тел. 317-37-81. При запросах следует ссылаться на приказ ФНС РФ от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@.
1.5. Функции регулирующего органа по вопросам несостоятельности (банкротства) от имени государства осуществляет Федеральная регистрационная служба Российской Федерации (ФРС) и ее территориальные органы (например, Главное управление ФРС по Московской области), которые рассматривают жалобы и заявления на неправомерные действия арбитражного управляющего и принимают к нему меры воздействия. ГУ ФРС МО расположено по адресу: 121170, Москва, улица Поклонная, дом 13, тел. 148-82-37.
1.5.1. Органы ФРС рассматривают жалобы и заявления в соответствии с принципом территориальности, т.е. в том субъекте Российской Федерации, арбитражный суд которого принял заявление о признании должника банкротом. Как правило, это совпадает с местом регистрации организации-должника (юридическим адресом).
1.6. Контролирует действия своих членов - арбитражных управляющих так называемая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) - некоммерческая организация, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. СРО обязана рассматривать жалобы на действия своего члена, реализующего функции арбитражного управляющего в деле о банкротстве, и принимать к нему меры воздействия.
1.6.1. На деятельность СРО принцип территориальности не распространяется. Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве организации, расположенной в Московской области, может быть членом СРО, зарегистрированной и расположенной в любом другом субъекте Российской Федерации. На территории Московской области зарегистрирована одна такая организация - СРО "Дело" (г. Дубна).
1.7. На территории области координирует взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований и СРО Межведомственная комиссия по обеспечению участия исполнительных органов государственной власти Московской области в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (далее - Межведомственная комиссия), которая обладает необходимой полнотой информацией о банкротных предприятиях и арбитражных управляющих. Комиссия расположена по адресу: 115184, Москва, улица Большая Ордынка, дом 55, тел. 951-99-15.
1.8. Для защиты прав работников должника Закон о банкротстве предусматривает участие их представителя в собрании кредиторов. Такое участие дает возможность коллективу работников иметь представление о ходе и результатах банкротства. При возникновении разногласий с арбитражным управляющим представитель работников может обратиться в арбитражный суд. Арбитражный суд Московской области расположен по адресу: 107078, Москва, просп. Академика Сахарова, дом 18, тел. 975-31-57.
2. Особенная часть
2.1. Должностное лицо - под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ).
2.1.1. Субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение норм административного законодательства, является должностное лицо. В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложено осуществление полномочий руководителя должника (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2005 г. N 7460/05).
2.1.2. В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве руководителем должника признается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Вывод: арбитражный управляющий как член СРО, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не является должностным лицом, однако в административном праве на него в части ответственности распространен режим должностного лица, как, например, в праве социального обеспечения на некоторые категории воинов-афганцев в части получения льгот распространен режим инвалидов и участников ВОВ.
2.2. Арбитражные управляющие привлекаются к административной ответственности по месту нахождения юридического лица, банкротством которого они руководят, а не по месту своего жительства, месту регистрации в качестве ПБОЮЛ или месту расположения СРО.
2.3. В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве к должнику применяются следующие процедуры: наблюдение (временный управляющий), финансовое оздоровление (административный управляющий), внешнее управление (внешний управляющий), конкурсное производство (конкурсный управляющий) и мировое соглашение (возможно на любой стадии). При этом все управляющие носят название арбитражных.
2.3.1. На стадии наблюдения задолженность по заработной плате может быть погашена работодателем только с разрешения арбитражного управляющего.
2.3.2. На стадии внешнего управления на выплату задолженности по заработной плате (как и на другие обязательства) распространяется мораторий сроком на 2 года.
2.3.3. На стадии конкурсного производства задолженность по заработной плате гасится в порядке очереди.
2.3.4. Задолженность по заработной плате не может быть предметом мирового соглашения.
2.4. Согласно ст. 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом.
2.4.1. Задолженность по заработной плате, возникшая до введения процедуры банкротства, формализуется, в основном, двумя способами:
- в момент оформления исполнительного документа (в т.ч. исполнительного листа), если задолженность по заработной плате была предметом рассмотрения компетентного органа (в т.ч. суда общей юрисдикции) в порядке индивидуального трудового спора;
- в момент утверждения арбитражным судом представленного арбитражным управляющим отчета, составной частью которого является реестр кредиторов, где указаны работники, размер и период задолженности по заработной плате перед ними.
2.4.2. С момента формализации долги по заработной плате обретают статус кредита, а работники - кредиторов.