Основания для возбуждения банкротства

#1
Налоговая подает на предприятие. В своем заявлении указывает на задолженность по обязательным платежам и по внебюджетным фондам и прикладывает решения о взыскании имущества за счет должника от налоговой и ПФ соответсвенно. Должник гасит задолженность только по налогам и просит прекратить дело, поскольку по ст.6 дело может быть возбуждено только если подкреплено решением налогового органа, а не по решению ПФ. Долг по пенсионке может быть принят во внимание е сли он просужен. Налоговая упирается по основаниям, что она является уполномоченным органом по всем обязательным платежам , в т.ч. и во внебюджетные фонды. Кто прав?
 

Арман

Налоговичок
#3
как дела нет?
Должник гасит задолженность только по налогам и просит прекратить дело

Долг по пенсионке может быть принят во внимание е сли он просужен
Извините, но это бред! Закон о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС... предусматривает различные сопсобы взыскания задолженности по взносам.
Если заявленная задолженность по взносам, подтвержденная решениями ПФР о взыскании за счет д/с или иного имущества, превышает 100 000.00 рублей - у Вашего должника по-прежнему реальная перспектива попасть в процедуру.
 
#4
Не уверен. в ст.6 сказано, что основанием являются решения либо налогового либо таможенного органа. Судья откинула рассмотрение обоснованности до 27 марта.
 
#5
Должник гасит задолженность только по налогам и просит прекратить дело
Автор может не точно выразился и на самом деле просит не признавать требования обоснованными, и не возбуждать дело путем введения наблюдения (если все-таки дело возбуждается в момент признания требований обоснованными). Или оно возбуждается принятием заявления?

Понятно что по АПК - с момента принятия иска возбуждается дело. Но банкротство же вещь хитрая. Стадии процесса необычные. Например тот же мораторий на требования кредиторов только с введения наблюдения начинает действовать.
 

Арман

Налоговичок
#6
Принимая к производству то или иное заявление о банкротстве, суд тем самым возбуждает соответствующее дело. Разве у Вас не так?! (не сочтите за иронию или насмешку, просто очень хочестя перестать уже удивляться разночтениям ЗоБа судами).
 

Арман

Налоговичок
#8
Ну слава Богу... А на счет "поэтапного" заявления требований об уплате ОП - можно по-всякому поступать. Если до подачи заявления успели у ПФР взять сумму задолженности, почему б ее сразу не указать...
А Толстому управляющему хочется возразить на его буквальное понимание ЗоБа: аналогия закона в данном случае позволяет судам принимать суммы взносов в ПФР, подтвержденные, соответственно, решениями ПФР.
 

ЯВВ

арбитражный управляющий
#9
Арман, хорошо ссылаться на аналогию закона, но ведь его прямая трактовка всегда лучше :)
Есть практика, где обанкротили только на основании сведений о задолженности перед ПФР?
Или все же топикстартер действительно поднял интересную и нестандартную тему?
 

Арман

Налоговичок
#10
;) Практика есть. За ней нужно обращаться к нашим южным коллегам - Фрекен, Дима Калюжин, Умник... в СевКавФО такая практика точно есть (видел их отчеты за 2011 год), потому что там ТУ ПФР буквально заваливают налоговые инспекции материалами по задолженности по взносам в соответствии с пунктом 8 Порядка ..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, для инициирования процедур.
Кроме того, тему, поднятую топикстартером, можно вывернуть и в обратную сторону: как-то году эдак в 2010 кто-то выкладывал ссылки на практику, где вообще вводили процедуры после погашения должником задолженности, указанной в заявлении кредитора, правда, после возбуждения дела. Мол, на дату принятия заявления признаки-то были... че-б не "пронаблюдать"...
 
#11
п.8 при учете требований вообще не применяется. В постановлении ВАС сказано о применении пп. 2 и 7. В части требования по страховой части ПФ вообще рассматриваются по правилам требований кредиторов второй очереди а только после наблюдения переквалифицирутся в третью судьей единолично.
 
#13
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 сентября 2009 г. N Ф03-4775/2009
(извлечение)



...Однако, как установил арбитражный суд, указанная сумма представляет собой задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе пени.
Взносы на страховую и накопительную части пенсии, уплачиваемые работодателями, как страхователями, в государственный внебюджетный пенсионный фонд, являются обязательными платежами в силу статей 2, 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статья 2 Закона о банкротстве также относит взносы в государственные внебюджетные фонды к обязательным платежам.
Вместе с тем взносы на обязательное пенсионное страхование имеют специфическую правовую природу - индивидуально-возмездный обязательный платеж, имеющий целевое назначение. Вследствие специфической природы данных платежей, они, являясь обязательными, тем не менее, при осуществлении процедур банкротства подлежат уплате уполномоченному органу в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть во вторую очередь. Кредиторы по требованиям, включаемым во вторую очередь, являются привилегированными кредиторами, не обладают правом голоса на собрании кредиторов (статья 12 Закона о банкротстве). Требования таких кредиторов, с учетом правового смысла пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве, хотя и подлежат включению в реестр требований кредиторов на основании заявления уполномоченного органа, но не учитываются при определении признаков банкротства.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования ФНС России в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 988339 руб. 64 коп. не должны учитываться при определении наличия у общества признаков банкротства...
 
#14
Вследствие специфической природы данных платежей, они, являясь обязательными, тем не менее, при осуществлении процедур банкротства подлежат уплате уполномоченному органу в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть во вторую очередь. Кредиторы по требованиям, включаемым во вторую очередь, являются привилегированными кредиторами, не обладают правом голоса на собрании кредиторов (статья 12 Закона о банкротстве).
А потом пришло инфописьмо ВАС 138 2010 года:

"В связи с этим требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющееся текущим, в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" относится к третьей очереди; оно предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона. "
 
#15
















Мне кажется, что указанное инфписьмо применяется только к порядку голосования и из него не следует, что требование ПФ должно учитываться при определении признаков банкротства



Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2010 г. N 08АП-7616/2010

(извлечение)

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве, определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда или заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 33 Закона о банкротстве, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом, для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда (пункт 3 статьи 6 Закона о банкротстве).
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 7 Закона о банкротстве).
Так, согласно абзацу второму пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
При этом, необходимо учитывать, что обязательные платежи, для целей Закона о банкротстве, - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (статья 2 Закона о банкротстве).
Таким образом, для целей возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, либо вступившими в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Из указанного выше следует, что проверка обоснованности требований к должнику - юридическому лицу заключается в установлении совокупности таких фактов, как определение обязательства и срок его исполнения, из которого возникло требование кредитора к должнику в размере не менее чем сто тысяч рублей, его неисполнение должником в течение трех месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено, доказанность оснований возникновения задолженности, предоставление надлежащих доказательств, подтверждающих право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, а также факт непогашения задолженности должником на дату заседания арбитражного суда.
При этом в силу пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций....
Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве, и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года (в ред. Постановления N 633 от 12.08.2009 года), определен порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) (пункт 2 Постановления Правительства в редакции Постановления Правительства от 12.08.2009 года N 663).
....
Проверяя обоснованность заявленного уполномоченным органом требования и наличия у должника условий, установленных пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, суд апелляционной инстанции исходит из того, что требования об уплате страховых взносов принимаются во внимание для принятия и возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены вступившими в законную силу решениями арбитражного суда.
Данный вывод следует из анализа норм статьей 2, 6, 7 Закона о банкротстве.
Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, выставленные Управлением Пенсионного фонда РФ не принимаются во внимание, поскольку в абзаце 2 пункта 3 статьи 6, абзаце 2 пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве идет речь только о требованиях подтвержденных решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника.
Следовательно, в данном случае, подлежит применению пункт 2 статьи 7 Закона о банкротстве, которым установлено, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.