Особенности банкротства в Беларуси. Вопрос-ответ

Тема в разделе "Беларусь", создана пользователем Калюжин Дмитрий, 19 янв 2011.

  1. Калюжин Дмитрий
    Offline

    Калюжин Дмитрий Арбитражный управляющий

    Сергей Николаевич! Рады приветствовать Вас на форуме о банкротстве. Очень интересные новости. Если Вы не против, давайте начнем дискуссию по поводу банкротства в Белоруссии. Мы будем задавать некоторые вопросы. Ждем также вопросов от Вас.

    Итак первый вопрос. Кто такой АУ в Белоруссии? Каков его статус(предприниматель, гос.служащий, иное)?

    Заранее спасибо за ответ :)
     
  2. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    Управляющий в Беларуси

    АУ в Беларуси - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. На сегодняшний день около 60 юридических лиц и 150 индивидуальных предпринимателей занимаются банкротством. До 1 января 2011 года для занятия этим видом деятельности нужна была лицензия, с 01.01.11 она отменена. Вид деятельности уникальный для ИП (ещё можно работать по договорам подряда как физическому лицу). Юридическим лицам можно заниматься оценкой, юр. услугами, консалтингом (клиентами не могут быть банкроты, которых они ведут).
     
  3. Калюжин Дмитрий
    Offline

    Калюжин Дмитрий Арбитражный управляющий

    Спасибо. Очень интересно. А расскажите пожалуйста каким образом осуществляется гос.регулирование банкротства?
     
  4. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    Гос регулирование банкротства

    Государственное регулирование в Беларуси в целом имеет широкое распространение:) Институт банкротства здесь не исключение. Если кратко.
    В струтктуре Министерства экономики есть Департамент по санации и банкротству и областные (Минский городской) территориальные отделы по санации и банкротству. Полномочия Департамента обширны: организация подготовки управляющих, их аттестация, (до 01.01.2011 лицензирование), контроль деятельности управляющих, лишение аттестата, согласование назначения на ВСЕ дела, и т.д.
    Нормативная база основывается на двух основных актах: Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" и Указ № 508. Отдельные вопросы урегулированы Постановлениями Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
    Практически самостоятельное направление в институте банкротства - это банкротство государственных организаций и организаций с долей государства. Это "вещь в себе". Для таких организаций готовятся особые управляющие - не ИП и не юрлица - т.н. "госуправляющие". Они проходят обучение, аттестацию в Департаменте и аккредитацию при госоргане. Фактически являются директорами тех единственных должников, на которые их назначают. Формат их работы в процедуре соответствующий.
    Размер вознаграждения управляющего регулируется постановлением Совмина и в российских рублях составляет 10400 рублей в месяц + бонусы от погашенной суммы по РТ. Если должник без имущества выплачивается фиксированная сумм в размере 5250 рос. руб.
    Управляющим выдаются аттестаты трёх категорий: А, В и С. А-ограничение до 100 чел. работающих у должника, В-до 1000, С-без ограничений.
     
  5. Денис Левченко
    Offline

    Денис Левченко Консильери

    Очень интересно. Ваше мнение почему так мало дел о банкротстве в РБ?
     
  6. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    Есть два ответа на этот вопрос. Оба правильные.
    1. Экономика Беларуси значительно меньше российской. Поэтому цифры федерального и нашего республиканского масштабов несоотносимы. Но цифры Московские и наши республиканские по числу дел вполне соотносятся. Так, Арбитражный суд Москвы в 2010 году принял к производству 2416 дел дел о банкротстве, а в производстве хозяйственных судов Беларуси на 01.11.2010 находилось 1523 дела, за первое полугодие 2010 принято к производству 838 заявлений. Таким образом, эффект масштаба.
    2. По разным оценкам до 75% экономики Беларуси контролируется государством. Государство, в свою очередь, проводит политику, ориентированную на сохранение рабочих мест. Не важно, что предприятие фактически неплатежеспособно, главное - чтобы люди ходили на работу. Для этого используются различные механизиы госрегулирования, в том числе и "запрет" на подачу заявлений о банкротстве. По имеющейся у меня информации до 60% организаций госсектора неплатежеспособно.
     
  7. experts.by
    Offline

    experts.by Юрист-управляющий

    Самая главная проблема - КРЕДИТОРЫ, в силу разных причин, не заинтересованы в возбуждении процедуры банкротства. Все остальное - вытекающее из этого.;)
     
  8. Калюжин Дмитрий
    Offline

    Калюжин Дмитрий Арбитражный управляющий

    Действительно, очень интересно. Спасибо Вам огромное за ответы. Расскажите пожалуйста еще о торгах. У нас в связи с объявленной "полной электронизацией" всех процессов, введены (ну или практически введены) в действие электронные торги. Какие тенденции наблюдаются в этом смысле в РБ? Еще возник вопрос про "обще юридическую грамотность" населения РБ. Насколько граждане Беларусии осведомлены о банкротстве, какое отношение к банкротству, и каков уровень злоупотреблений (мошенничество, преднамеренное банкротство) Законом о банкротстве?

    ЗЫ Мы Вас прямо таки завалили вопросами, Вы уж нас простите, просто ну очень интересно...может быть у Вас есть какие либо вопросы по банкротству в России? Были бы рады ответить.
     
  9. Калюжин Дмитрий
    Offline

    Калюжин Дмитрий Арбитражный управляющий

    Приветствуем на форуме, коллега! Рады что Вы к нам присоединились! ;)
     
  10. Bagira
    Offline

    Bagira Insider

    Не совсем понятно про договоры подряда. Подряд на что? На проведение процедуры? и в этом случае АУ выступает как физ.лицо, а не ИП? Зачем тогда АУ быть ИП!

    И чтобы получить аттестат категории С надо поработать сначала по другим категориям, так? Да, у Вас посложнее будет быть АУ, по крайней мере, им становиться!
     
  11. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    Законом предусмотрено проведение торгов, если иное не установлено собранием (комитетом) кредиторов. Если собрание (комитет) решают, что реализуем без торгов - милости просим. Торги, как правило, проводятся при реализации недвижимости, предприятий как имущественного комплекса. Транспорт, оборудование и прочие активы на торгах мы, как правило, не продаём. Сама процедура торгов домтаточно подробно расписана в отдельных НПА, пару недель назад Департамент распространил отдельные методические рекомендации на эту тему.
    Об электронных торгах у нас речь не идёт.
    Граждане в Беларуси по своей правовой грамотности такие же, наверное, как и на всём постсоветском пространстве. У обывателя банкротство вызывает одну ассоциацию "крах". Бизнес более разборчив: кто-то рассматривает процедуру как законный способ уйти от долгов, кто-то избегает, кто-то боится субсидиарной ответственности. Одним словом, по-разному. Хотя, многие рассматривают именно как способ уйти от долгов. В последние пару лет этот способ работает всё хуже. Привлечь к субсидиарке можно практически в 100% случаев, особенно если есть долги по налогам.
    По злоупотреблениям судить не берусь. Они есть, конечно, но преднамеренное банкротство ещё надо доказать, чего наши следственные органы делать не особо хотят. Ведь есть более интересные и отработанные статьи в УК. По моему опыту, чтобы поставить вопрос об уголовной ответственности, необходимо собрать самому и доказательную базу, и написать обвинительное заключение. Тема банкротства для правоохранителей вообще тёмный лес, как мне представляется.
     
  12. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    Прошу прощения, зарапортовался. Не подряда, а гражданско-правовым. Индивидуальный предприниматель не вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности. Носками торговать нельзя, но юристом за з/п работать можно.
    Аттестат управляющего категории "А" может быть выдан, если претендент отвечает следующему требованию: имеет общий стаж трудовой деятельности не менее трех лет.
    Аттестат управляющего категории "В" может быть выдан, если претендент отвечает следующему требованию: имеет общий стаж трудовой деятельности не менее пяти лет, из них не менее трех лет должен составлять стаж работы на должностях руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего.
    Аттестат управляющего категории "С" может быть выдан, если претендент отвечает следующему требованию: имеет общий стаж трудовой деятельности не менее семи лет, из них не менее пяти лет должен составлять стаж работы на должностях заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего по неупрощенной процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
    При выявлении в процессе собеседования с претендентом недостаточной его подготовленности комиссией может быть принято решение о выдаче претенденту аттестата более низкой категории, чем аттестат категории, на которую он претендовал, или решение о неаттестации претендента.
     
  13. Bagira
    Offline

    Bagira Insider

    Жуть! Значит, я права:
    А у Вас, Сергей Николаевич, аттестат управляющего какой категории?
     
  14. Bagira
    Offline

    Bagira Insider

    Ой! А знаете, что еще! Вот у нас требования от имени государства налоговые органы заявляют. И если налоговая есть в реестре, то очень арбитражному управляющему достаётся от нее понапрасну и сверх меры и только из-за того, что они (налоговики) по указке сверху какую-нить практику нарабатывают. То волна пошла иски об убытках к АУ (чуть ли не к каждому) предъявлять, то требуют (и без разбора, а стоит ли) от АУ предъявления иска о субсидиарной ответственности, то не согласуют порядок продажи из-за каких-то своих бюрократических заморочек и т.п. Словом, бодаются наши АУ с нашим уп.ором. Как у Вас?

    ЗЫ: для нас азы банкротства в Беларусии являются новостями)))):wub:
     
  15. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    У нас аналогично:)
    Не далее как неделю назад пришлось с пеной у рта в налоговой (основной кредитор) доказывать, что необходимо продление срока санации у должника, который за год погасил 65% требований кредиторов. Пока доказал... Им гораздо проще списать задолженность, и всё. Схема отработана. А тут 4,5 млн. долларов оборота в год проконтролировать надо. Это ж ответственность. Срок продлили, смету санации не утвердили, воздержались. И на том спасибо.
    Аналогично по искам о привлечении к субсидиарке. Ходатайствуют. Если отказываешь, то через раз жалобы пишут. Взыскиваются суммы с физлиц, брать на себя взыскание отказываются, в итого банкротные дела висят годами.
     
  16. Калюжин Дмитрий
    Offline

    Калюжин Дмитрий Арбитражный управляющий

    Коллеги. А как обстоят дела по поводу ответственности АУ в РБ? Существует ли страхование деятельности, есть ли объединения или саморегулируемые организации, существует ли вообще понятие коллективной ответственности? Или каждый на вольных хлебах? Спасибо.
     
  17. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    Ответственности у управляющего более, чем достаточно. Основной инструмент привлечения к ответственности (особенности УК на в счёт) - проверки Департамента. Минэкономики утверждён достаточно обширный перечень грубых нарушений, допускаемых на различных этапах процедуры, попав под которые автоматом лишаешься лицензии (с 01.01.11 лицензии отменены, будут, видимо, лишать аттестата). За нарушения, не попадающие под грубые (даже самые формальные и незначительные) - административная ответственность до 17500 рос. руб.
    Обязательное страхование введено в 2008 г., минимальная страховая сумма 1050 тыс росс. руб.
    Понятия саморегулируемой организации нет в нашем законодательстве.
    Коллективной ответственности управляющих также нет. Тут каждый сам за себя.
    С 2001 г. есть общественное объединение специалистов по антикризисному управлению и банкротству, но оно находится в полуживом состоянии, т.к. смогло растерять свой авторитет в среде управляющих.
     
  18. Калюжин Дмитрий
    Offline

    Калюжин Дмитрий Арбитражный управляющий

    У нас есть Союз СРО, раньше когда были "вольными" (до 2002) были гильдии. Сейчас есть инструмент коллективной ответственности - СРО. Не смотря на то что в момент его появления многие АУ возмущались что отследить за всеми новыми членами СРО достаточно не просто, и высок риск лишиться работы из-за какого нибудь "отморозка"...опасения оказались напрасными, а сам механизм бездейственным. Итогом создания СРО можно назвать не кол.ответственность а лишнюю строку расходов в бюджете АУ. СРО как правило крупные, имеют большой аппарат, находятся в большинстве своем в Москве, аренда, зарплаты, и все расходы СРО ложатся на плечи его членов. Членские взносы в моем СРО например составляют 4 000 руб. и не зависят от наличия работы. Из плюсов можно добавить лишь наличие грамотных юристов в аппарате СРО, которые в случае проблем у АУ (жалоб и пр.) вступаются за АУ и защищают его. Ну еще функции СРО, обобщение практики, разработка методических материалов, участие в Законотворческом процессе...но все это очень "неактивно" и к тому же не все СРО могут похвастать даже этим. Профессия АУ к сожалению не уважаема в России. Многие считают что непрофессионализм АУ приводит к тому что не получается получить всю задолженность, есть конечно и злоупотребления среди "нашего брата", но в большинстве своем это пережитки прошлых лет, и сейчас тенденция к тому что банкротство становится цивилизованным, растет осведомленность граждан об этом инструменте экономики. Возможно это связано с кризисом, может быть также с историей института в России. По своим должникам проводил статистический подсчет, из 10 около 7 столкнулись и узнали о банкротстве впервые, 2 сталкивались с банкротством косвенно (участвовали на торгах, работали на обанкротившихся предприятиях и т.п.) и лишь 1 столкнулся с несостоятельностью повторно. Т.е. рынок банкротства в России находится в стадии развития, миновав зачаточную стадию. Пик как мне кажется будет лет через 5. Тогда же банкротство заработает так, как изначально планировал Законодатель. Более всего рынок банкротства в России ожидает банкротства физ.лиц., на эту главу наложено "вето" президентом.

    Коллеги, а как у Вас обстоят дела с банкротством физиков? Существует такой инструмент, и если существует то каково участие АУ в нем? Спасибо.
     
  19. Пинчук Сергей Николаевич
    Offline

    Пинчук Сергей Николаевич Антикризисный управляющий

    Банкротство физических лиц в Беларуси даже не обсуждаемая тема. Мы же живём в социально ориентированном государстве. При такой идеологеме банкротство физлиц не допускается в принципе, как мысль, не говоря уже о нормативном определении.
     
  20. Калюжин Дмитрий
    Offline

    Калюжин Дмитрий Арбитражный управляющий

    У нас тоже вроде как получается не вводят из за социального аспекта. Однако в стране очень много должников ф\л, с просроченной задолженностью. Во время экономического роста, банки давали кредиты под копию паспорта, под честное слово, под что угодно. Теперь банки бегают за ф\л, а чаще заставляют бегать службу судебных приставов. Введение этой главы ЗоБа назрело очень остро. Ко всему прочему не возвращенные кредиты числятся на балансе банков как дебиторская задолженность и расценивается как актив, сужая возможности кредитной организации брать д\с у ЦБ. В итоге банки вынуждены "сливать" безнадежные задолженности на коллекторские агентства за бесценок. Так что в указанной процедуре заинтересованы все, и должники и кредиторы.

    4000 в месяц у нас в СРО. Но СРО много, везде свои порядки и аппетиты. Размер нагрузки непредсказуемый. Изначально СРО создавались для обеспечения всех его членов работой. Есть даже распределение должников от гос.заявителя (налоговой), но этот инструмент также никакой. За прошлый год на 6 человек в представительстве СРО в регионе "упало" одно полупустое предприятие, и один отсутствующий должник.
    Занятость у АУ очень колеблется. Есть АУ которые занимаются крупными делами и в небольших количествах. Есть АУ которые при небольшой стоимости услуг занимаются большим количеством "мелких" должников. В общем то работа каждого АУ индивидуальна, как и индивидуален каждый АУ и его стиль работы. В Москве слышал был АУ который одновременно проводил процедуры на 200 должниках. Хотя может это и "байка".
    Насчет вознаграждения после Bagirы и добавить нечего. Принцип прост, если АУ дал согласие на проведение процедуры, значит то что он может получить он оценил и его все устраивает.

    А какие процедуры банкротства предусмотрены Вашим ЗоБом? И является ли вознаграждение одинаковым для всех процедур?

    ЗЫ Начал писать на работе, закончил дома, так что не стал удалять свои ответы на те вопросы на которые уже ответила Bagira.
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей