Новости Профилактика для банков

Тема в разделе "Новости о банкротстве", создана пользователем Joseph, 4 окт 2014.

  1. Joseph
    Offline

    Joseph Пользователь

    [​IMG]


    Профилактика для банков
    Эксперт Online
    Правительство внесло в Госдуму законопроекты по повышению эффективности механизмов санации банков. Эксперты называют совершенствование законодательства в этой сфере очередным шагом в деле поддержки банковской системы, и поддерживают расширение полномочий АСВ, указывая, что санация позволяет сохранить обмелевший Фонд страхования вкладов.

    Правительство внесло в Госдуму два законопроекта, направленных на совершенствование правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций в части установления постоянно действующего порядка проведения указанных процедур, а также консолидации законодательных норм, регулирующих процедуры банкротства кредитных организаций. Документы призваны способствовать повышению стабильности банковской системы и защите интересов кредиторов и вкладчиков, говорится в сообщении на сайте кабинета министров.

    Шаги навстречу


    Законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ предусматривает дополнение закона «О несостоятельности (банкротстве)» параграфом «Банкротство кредитных организаций», содержащим нормы закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и отдельные положения закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», которые подлежат признанию утратившими силу. Проектом предусмотрено право государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) принять участие в предупреждении банкротства кредитного учреждения путем оказания финансовой помощи банку или лицам, приобретающим его акции (доли в уставном капитале), а также путем финансовой помощи в виде взноса в уставный капитал банка средств АСВ.

    Кроме того, законопроектом вводятся дополнительные меры по усилению ответственности руководителей и владельцев проблемных банков и минимизации премиальных выплат руководителям организаций, в отношении которых применяются процедуры финансового оздоровления. Также законопроект детализирует положения о привлечении к имущественной ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию. В частности, заявление о привлечении руководителей кредитных организаций к такой ответственности может быть подано не позднее трех лет со дня признания ее банкротом. Такой подход объясняется тем, что процесс выявления оснований для привлечения лиц к указанной ответственности сопряжен с изучением большого объема бухгалтерских документов, которое не может быть завершено в пределах меньшего срока исковой давности. Документ предлагает увеличить с трех до десяти лет срок, в течение которого лица, привлекаемые к ответственности в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)», не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций.
    Второй законопроект, о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ, устанавливает право кредитных организаций, в отношении которых АСВ осуществляют мероприятия по финансовому оздоровлению, осуществлять выдачу банковских гарантий по уплате налоговых платежей, гарантий по обеспечению заявок и исполнения контрактов. Принятие этих документов позволит повысить эффективность и обеспечить дальнейшее применение на практике механизмов финансового оздоровления кредитных организаций, будет способствовать повышению стабильности банковской системы и защите интересов кредиторов и вкладчиков, говорится в сообщении правительства.

    Цель внесенных законопроектов - унификация законодательства, особенно в плане вопросов, касающихся финансового оздоровления кредитных организаций, указывает руководитель юридического департамента Ланта-банка Дмитрий Шевченко. «Сейчас, вопросы санации банков, которые испытывают сложности, регулируются по большей части подзаконными актами, в числе которых нормативные акты Центрального банка и АСВ. Поэтому законодательное закрепление основополагающих моментов в этой сфере позволит сделать эту часть правоотношений более понятной и прозрачной, а также придать им определенную стабильность, что в любом случае несет только положительные моменты», - уверен он.

    Совершенствование норм о банкротстве кредитных организаций – следующий шаг по поддержке банковской системы, уверен финансовый омбудсмен Павел Медведев. «У АСВ должно быть больше прав в вопросах предупреждения банкротства кредитного учреждения, и они постоянно расширяются, что соответствует мировой практике. Например, американский аналог АСВ - Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC) имеет настолько широкие права, что в США даже есть такая шутка «Вам сильно не повезло, если ваш банк обанкротился в пятницу – за своими деньгами вам придется прийти в понедельник». То есть FDIC фактически не осуществляет реальных страховых выплат вкладчикам проблемных банков, так как все они проходят процедуру оздоровления. Конечно, АСВ не всегда просто решить, стоит ли тот или иной банк хлопот, поскольку «дыры» в капитале, как правило, выявляются уже в процессе санации», - пояснил он «Эксперт Online».

    Банковское сообщество всегда призывало ЦБ к применению более мягких мер воздействия на проблемные банки, в частности санации, напоминает вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков. «С точки зрения Ассоциации, проблемному банку надо оказать поддержку, наказав, конечно, виновных в его проблемах, и под контролем регулятора через год-два выводить «в люди». Мы за оздоровление в любой форме, например за слияние (или поглощение) пошатнувшегося банка с более устойчивой кредитной организацией», - сообщил он «Эксперт Online».

    У АСВ за последний год, когда ЦБ активно оздоравливал российскую банковскую систему, существенно сократился запас средств, необходимых для выплат вкладчикам лопнувших банков, напоминает аналитик Альфа-банка Марина Карапетян. «Это не означает, что теперь все банки, в состоятельности которых у регулятора возникнут сомнения, будут санироваться. Но в случае угрозы отзыва лицензии у одной из более крупных кредитных организаций, скорее, будет предложена процедура оздоровления за счет средств ЦБ», - пояснила она «Эксперт Online». Кстати, Альфа-банк получил в начале сентября на санацию Балтийского банка, причиной которой стал затяжной конфликт его собственников, десятилетний кредит от АСВ по ставке 0,51% на 57,4 млрд рублей. Эти средства АСВ предоставил ЦБ. Планом оздоровления банка предполагается, что до 2020 года он будет присоединен к Альфа-банку. Для этого уставный капитал Балтийского банка будет уменьшен до 1 рубля, а потом в результате проведенной рекапитализации Альфа-банк станет основным акционером санируемого банка. Уменьшение капитала до 1 рубля предусмотрено законом о санации. Такая мера вполне оправданна в отношении собственников, доведших банк до предбанкротного состояния: это позволяет отстранить их от управления им.


    Кризисом навеяло


    Необходимо напомнить, что вошедший в параграф «Банкротство кредитных организаций» закона «О несостоятельности (банкротстве)» ФЗ №175 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» - лишь слегка отредактированный документ от 27 октября 2008 года и изначально в его названии фигурировала дата 31 декабря 2011 года. Документ был рожден мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов, и наделил Банк России и АСВ полномочиями принимать комплекс мер по реализации в упрощенном и ускоренном порядке трех основных сценариев финансового оздоровления банка. В октябре 2008 года тогдашний гендиректор АСВ Александр Турбанов прогнозировал, что санация может понадобиться от 20 до 40 банков. Однако в острую фазу кризиса 2008-2009 годов в ведение АСВ было передано лишь 18 банков. Согласно закону меры по финансовому оздоровлению банков могут осуществляться АСВ путем оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции проблемной кредитной организации, либо финансово устойчивым банкам, скупающим имущество и обязательств переживающего трудности собрата. Кроме того, АСВ может выкупить контрольный пакет акций банка, после чего оказать ему финансовую помощь. Финансироваться такие мероприятия могут как за счет выделенных АСВ государственных средств, так и за счет кредитов ЦБ, средств фонда страхования вкладов и средств частных инвесторов.

    По состоянию на 1 августа 2014 года общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга (в том числе по активам, приобретенным АСВ или полученным в счет погашения предоставленных займов) составляет 552,7 млрд рублей, из которых за счет средств Банка России профинансировано 402,61 млрд, за счет имущественного взноса РФ в капитал АСВ - 143,02 млрд, за счет средств фонда обязательного страхования вкладов — 7,07 млрд рублей. В данный момент АСВ принимает участие в финансовом оздоровлении девяти банков, в двух (АКБ «Российский Капитал» и ОАО «Эллипс банк») мероприятия по финансовому оздоровлению осуществляются агентством, ставшим их основным акционером, без участия сторонних инвесторов. Еще в семи банках (Банк Москвы, «Солидарность», Москомприватбанк, Мособлбанк, Инресбанк, Финанс Бизнес Банк и «БТА-Казань») санация проходит при участии инвесторов.

    Банковский сектор России оказался сегодня в непростой ситуации из-за геополитической напряженности, напоминает директор отдела финансового анализа BPS Consult Нарек Авакян. «Санкционный режим против российского финансового сектора не позволяет банкам привлекать валютные кредиты на западных рыках капитала, что давит на ликвидность сектора. В этой связи, власти хотят избежать повторения 2008-2009 годов, когда из-за падения цен на нефть и мирового кризиса резко ухудшилась ситуация с ликвидностью у многих банков и десятки из них оказались в результате несостоятельными», - считает он. Начальник аналитического отдела ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Дмитрий Беденков также видит в стремлении повысить эффективность механизмов санации мобилизацию ресурсов для оказания поддержки банкам, поскольку ухудшение возможностей зарубежных заимствований, может оказать негативное влияние на финансовую устойчивость банковской системы.

    Читать дальше...
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей