Новости Рижской судоверфи грозит банкротство - NewsBalt

Тема в разделе "Новости о банкротстве", создана пользователем Joseph, 21 янв 2014.

  1. Joseph
    Offline

    Joseph Пользователь

    Рижской судоверфи грозит банкротство
    NewsBalt

    Известный в Латвии экономист Роберт Озолс обвинил председателя правления Рижского судостроительного завода Василия Мельника в недобросовестном хозяйствовании и в том, что тот закладывает основу для «второго «Лиепайского металлурга». Как известно, банкротство «ЛМ» в прошлом году больно ударило по экономике Латвии и привело к значительному увеличению объёмов безработицы в государстве.

    На исходе 2013 года АО «Рижский судостроительный завод» («РСЗ») был занесён изданием «Dienas Bizness» на вершину «TOP-500 производителей». Это произошло по итогам 2012 года, когда «РСЗ» увеличил свой оборот до 184,26 миллионов латов – на 87% больше, чем годом раньше. Это позволило «РСЗ» стать вторым по величине предприятием в государстве – после «Лиепайского металлурга». Инициативная группа, организованная миноритарными акционерами «РСЗ» (в ней задействованы как предприниматели, так и экономисты), проанализировала положение предприятия. При этом, использовалась лишь публично доступная информация: все попытки (последняя была предпринята в апреле 2012 года) миноритариев добиться своего представительства в совете «РСЗ» потерпели неудачу.

    Однако, анализ даже публичных данных принёс тревожные результаты. Оказалось, что блестящих результатов 2012 года предприятие добилось благодаря одному-единственному заказу на закупку буровой платформы, а также тому, что данный заказ не «безупречен». «РСЗ» не изготовил ни единой детали этой платформы. Утверждения же председателя правления завода Мельника о том, что «РСЗ» помогал в изготовлении строящейся в Сингапуре платформы, просто смешны - ни в Латвии, ни вообще в Прибалтике нет специалистов соответствующего профиля. Другими словами, то была обыкновенная одноразовая сделка по посредничеству, значимость которой, если оценивать перспективы завода, весьма сомнительна. На мировом рынке посредников не любят. К тому же, в случае с этой сделкой, нельзя говорить о какой-либо «прозрачности»: правление «РСЗ» сделало всё возможное, чтобы «лишняя» информация вовне не просочилась.

    Как бы там ни было, факты остаются фактами. Общая сумма сделки по строительству нефтяной платформы составила 400 миллионов американских долларов. Все платежи производились через зарегистрированное в Великобритании дочернее предприятие РСЗ «North Sale Logistic Ltd» («NSL»). Интереснее всего в этой сделке её конечное звено. В декабре 2012 года был подписан акт сдачи-приёмки, согласно которому заказчик принял от «РСЗ» заказанную платформу и вслед за этим перечислил на счёт предприятия последнюю оговоренную сумму. В соответствии с финансовым отчётом «РСЗ», на его счету 31 декабря 2012 года лежали 23,6 миллиона латов. В том же самом декабре 2012-го предприятие «NSL» было продано. Между прочим, это дало возможность не включать его в консолидированный баланс «РСЗ» – таким образом, был обеспечен вывод «NSL» из-под латвийского контроля.

    Однако, в течение первого квартала 2013 года 23,6 миллионов латов оказалось перечислено на счёт экс-дочернего предприятия «NSL», которое больше не являлось имуществом «РСЗ» - т.е., деньги были переданы совершенно чужой фирме. Какова дальнейшая судьба данных миллионов? Это акционерам-миноритариям неизвестно. Хотя, по сути, те деньги считались прибылью «РСЗ» и должны были использоваться для выплаты дивидендов.

    Ведь так и случилось: 23,6 миллионов латов «исчезло» из латвийского оборота и завод их не увидел. Восхитительно, что латвийские «компетентные органы» (Комиссия по надзору за рынками финансов и капитала) не сочла возможным хотя бы наскоро проверить обстоятельства этой огромной для Латвии сделки. Как много копий сломано вокруг, к примеру, неудачной попытки закупки в Испании новых пассажирских поездов – в этом же случае, полная тишина!

    Так или иначе, у миноритариев есть основания преполагать, что одной из целей данной сделки была «выемка» денег из «РСЗ», чтобы передать их в «верные» руки и использовать для «верных» целей. Сейчас на мировом рынке конъюнктура для судостроителей и судоремонтников складывается благоприятная, однако «РСЗ» со своими многочисленными осложнениями оказывается в самом конце. Никто не говорил, что предприятие может позволить себе перечислять огромные суммы чужой фирме – однако, это произошло. Почему? Возможно, ясности в этом деле можно добиться за счёт знакомства с прежней деятельностью председателя правления «РСЗ» Василия Мельника.

    Конечно, в основе любого бизнеса лежат корыстные интересы. Но нормальный, думающий на перспективу предприниматель, всегда будет искать равновесия между своим карманом и необходимостью вкладывать в развитие предприятия. Карьера бизнесмена Мельника связана с целой группой фирм. И здесь легко отметить закономерность: подавляющее большинство предприятий, оказавшихся в сфере его интересов, быстро скатывалось до банкротства. Потом их активы распродавались, сам Мельник клал деньги в карман и уходил.

    AО «Ogre» – трикотажный комбинат продан с отключенными отоплением, газом, водой, электроэнергией.

    ООО «Топливо Гулбене» и «Латэлектро Гулбене» - проданы после остановки деятельности.

    Судовладельческое АО «Kategat Dredging» – распродан целый флот.

    АО «Латвийские водные пути» - потерпело банкротство.

    Это лишь некоторые из «бизнес-проектов» Мельника. И теперь, похоже, он вознамерился присоединить к их числу и «РСЗ», имущество которого он использует, дабы разрешить финансовые трудности иных предприятий.

    Например, одна из принадлежащих Мельнику фирм - ООО «EiroSteel» – вышла из ситуации банкротства практически вслед за тем, как строительную отрасль накрыл кризис. Ведь – ах, чудо! - предприятие, не имевшее никакого серьёзного имущества и оборот которого не достигал даже полумиллиона латов, вдруг получило от банка «UniCredit» 2,9 миллиона евро в качестве ссуды. Как «EiroSteel» сумело обеспечить подобный кредит? Может быть, это объяснит запись в Корабельном регистре: примерно в то же время и - какое совпадение! - за такую же сумму в пользу банка «UniCredit» оказался оформлен залог «РСЗ» - плавучий док! «РСЗ» никакой банковской ссуды не получил, так что есть основания подозревать, что док заложили, дабы обеспечить «EiroSteel» кредитами.

    Бог знает, безукоризненны ли с точки зрения закона такие сделки со средствами двух предприятий. Если «EiroSteel» не сумеет рассчитаться с банком, «РСЗ» потеряет одно из главных своих средств производства. Оценил ли сам Meльник подобный риск? Может быть, это нисколько его не интересует?

    Миноритарии полагают, что подобные сделки подвергают опасности существование предприятия. Ведь фактическое распределение акций не позволяет им как-либо влиять на происходящие на заводе процессы. Остаётся лишь наблюдать за тем, как руководство «РСЗ» играет с общими деньгами, закладывая основания для второго «Лиепайского металлурга» - только теперь уже в Риге.

    Добавим, что известный рижский юрист Илларион Гирс прокомментировал данную публикацию следующим образом:

    - Складывается впечатление, что вслед за трагедией банкротства «Лиепайского металлурга» последует трагедия банкротства рижской судоверфи, которая опять таки нанесёт удар и по Либаве, где расположена судоверфь «Тосмаре». Это не трагедия владельцев заводов и пароходов, Василий Мельник своё уже вывел, это трагедия тысяч семей, кормильцы которых остаются без работы. Неужели правоохранительные и контролирующие органы Латвии и на сей раз своим бездействием отдадут работающее производство на убой в пользу нескольких «прихватизаторов»?! Полагаю, необходимым срочное вмешательство властей в эту историю, в которой есть признаки таких преступлений, как отмыв денег, умышленное доведение до банкротства, уклонение от уплаты налогов и вывод активов во избежание ответственности перед кредиторами. Выгодополучаетелем всего этого является влиятельный околовластный воротила Василий Мельник, поэтому без пристального внимания СМИ тысячи людей потеряют работу, а он, присвоив себе результаты их многолетнего труда, уйдёт безнаказанным.

    Справка «NewsBalt». Рижская судоверфь, в прошлом году отметившая своё столетие, является крупнейшей на восточном побережье Балтийского моря. Ежегодно здесь производится ремонт более 130 морских судов для судовладельцев всего мира.


    Читать дальше...
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей