Источник - http://au.paucfo.ru/journal/2_33/2_33art5.shtml
Совершенствовать законодательство по банкротству
Принятие в 2002 году закона о банкротстве положило начало третьему этапу развития законодательства о банкротстве в России. Результатом проводимой с 2002 года реформы стало качественное развитие института банкротства, от которого зависит не только экономическая стабильность и надежность хозяйственных отношений, но и, как показывают проводимые исследования, приток иностранных инвестиций в экономику страны, а также темпы роста ВВП. Однако в ходе практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" были выявлены определенные проблемы и пробелы в законодательстве.
Если следовать международным стандартам, то российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) пока недостаточно эффективно. Так, по оценкам Всемирного банка, а также Европейского банка реконструкции и развития, в России такие показатели, как степень удовлетворения требований кредиторов, средний размер расходов на осуществление процедур банкротства, а также продолжительность дела о банкротстве все еще остаются на низком уровне.
До настоящего времени все еще не получили достаточного распространения реабилитационные механизмы в ходе дела о банкротстве. В частности, по статистике Высшего арбитражного суда РФ, из нескольких десятков тысяч дел о банкротстве, возбуждаемых за год, лишь в 30-40 применялась процедура банкротства - финансовое оздоровление, почти в 1 тысяче дел - внешнее управление.
В связи с изложенным, деятельность Минэкономразвития России по совершенствованию законодательства направлена на повышение указанных показателей, в том числе на развитие реабилитационных механизмов в рамках дела о банкротстве. С учетом выявленных недостатков процедур финансового оздоровления и внешнего управления подготовлен ряд изменений в законодательство. Минэкономразвития России разработало проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Данный законопроект внесен Правительством РФ в Государственную Думу и рассмотрен в первом чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на май текущего года.
Законопроектом предусматриваются комплексные изменения законодательства о несостоятельности, включая вопросы совершенствования процедур финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения.
1. Предусматривается возможность погашения задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, а также третьим лицом.
При погашении требований об уплате обязательных платежей подлежат погашению все включенные в реестр кредиторов требования об уплате обязательных платежей с учетом штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Законопроектом предлагается урегулировать процедуру погашения требований по обязательным платежам третьим лицом. Срок погашения таких требований не может превышать тридцать рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения. В случае признания арбитражным судом требований об уплате обязательных платежей погашенными происходит замена кредитора в реестре требований кредиторов.
Размер и очередность требований лица, осуществившего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, учитываются в реестре требований кредиторов в том же размере и очередности, как и погашенные требования.
2. Предлагается уточнить нормы, касающиеся реализации процедур "финансовое оздоровление" и "мировое соглашение". Одним из препятствий на пути реализации процедур банкротства - финансовое оздоровление и мировое соглашение - является противоречие законодательства о несостоятельности (банкротстве) с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законом о несостоятельности установлено, что график погашения задолженности по обязательным платежам в финансовом оздоровлении и условиям мирового соглашения по погашению задолженности по обязательным платежам должны соответствовать требованиям законодательства о налогах и сборах.
Применение положений законодательства о налогах и сборах в ходе дела о банкротстве приводит к тому, что уполномоченный орган в делах о банкротстве и процедурах банкротства на собрании кредиторов фактически лишен права голосовать за те решения, которые не предусматривают единовременную выплату должником задолженности по обязательным платежам.
В этой связи законопроектом уточняется основание предоставления отсрочки (рассрочки), как угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога. Уточнение указанной формулировки необходимо, поскольку понятие "угроза банкротства" отсутствует в действующем законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством отсрочка может быть предоставлена только при наличии утвержденного мирового соглашения. При этом возникает вопрос о голосовании уполномоченного органа на собрании кредиторов за заключение мирового соглашения, так как при голосовании отсрочка (рассрочка) еще не может быть предоставлена, соответственно не ясны условия, на которых уполномоченный орган может заключить мировое соглашение.
Принятие законопроекта позволит устранить указанные проблемы, создаст правовые условия для применения такой реабилитационной процедуры банкротства как финансовое оздоровление, а также предоставит возможности для заключения мирового соглашения в деле о банкротстве в случае, если государство является кредитором.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и принят в первом чтении 12 мая 2005 г.).
3. Проектом уточняются требования к плану финансового оздоровления. Так, такой план должен разрабатываться только в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. План финансового оздоровления должен содержать обоснование удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.
4. Уточняется порядок продажи предприятия, а также части имущества должника во внешнем управлении и конкурсном производстве:
- исключено требование об определении минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия, так как данное положение вызывало определенные коллизии в связи с тем, что во внешнем управлении и конкурсном производстве полномочия органов управления должника прекращаются;
- внесены изменения касательно способов проведения торгов, а также определены функции организатора торгов;
- предусмотрено использование как открытой, так и закрытой формы представления предложений о цене.
Торги по продаже предприятия могут также проводиться в электронной форме.
Кроме того, законопроектом подробно регламентирована процедура проведения торгов, в том числе требования к заявке на участие в торгах, порядок подачи и рассмотрения заявок, порядок проведения аукциона, требования к информационным системам.
Важным моментом в порядке продажи имущества является требование о том, что продажа части имущества должника в ходе внешнего управления не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности.
5. Уточнение положений, касающихся исполнения обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия - либо третьим лицом или третьими лицами во внешнем управлении и в ходе конкурсного производства.
При погашении учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия - либо третьим лицом или третьими лицами требований кредиторов подлежат погашению все включенные в реестр требований кредиторов требования, в том числе неустойки, штрафы, пени, проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Денежные средства, необходимые для погашения требований должника, перечисляются заявителем должнику или в депозит нотариуса. При этом денежные средства считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который было введено внешнее управление.
Соглашением, одобренным органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, между лицом, осуществляющим удовлетворение требований кредиторов, и внешним управляющим могут быть предусмотрены иные условия предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
6. Уточнение процедуры замещения активов должника во внешнем управлении и в конкурсном производстве.
В законопроекте предусмотрено ограничение на участие в уставном капитале создаваемого общества или нескольких обществ иных учредителей кроме должника. Величина уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставных капиталов, на основании отчета об оценке этого имущества.
Одновременно в законопроекте предлагается определить порядок продажи акций, созданных на базе имущества должника акционерных обществ. Такие акции подлежат включению в состав имущества должника и продаже на открытых торгах.
Совершенствовать законодательство по банкротству
Принятие в 2002 году закона о банкротстве положило начало третьему этапу развития законодательства о банкротстве в России. Результатом проводимой с 2002 года реформы стало качественное развитие института банкротства, от которого зависит не только экономическая стабильность и надежность хозяйственных отношений, но и, как показывают проводимые исследования, приток иностранных инвестиций в экономику страны, а также темпы роста ВВП. Однако в ходе практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" были выявлены определенные проблемы и пробелы в законодательстве.
Если следовать международным стандартам, то российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) пока недостаточно эффективно. Так, по оценкам Всемирного банка, а также Европейского банка реконструкции и развития, в России такие показатели, как степень удовлетворения требований кредиторов, средний размер расходов на осуществление процедур банкротства, а также продолжительность дела о банкротстве все еще остаются на низком уровне.
До настоящего времени все еще не получили достаточного распространения реабилитационные механизмы в ходе дела о банкротстве. В частности, по статистике Высшего арбитражного суда РФ, из нескольких десятков тысяч дел о банкротстве, возбуждаемых за год, лишь в 30-40 применялась процедура банкротства - финансовое оздоровление, почти в 1 тысяче дел - внешнее управление.
В связи с изложенным, деятельность Минэкономразвития России по совершенствованию законодательства направлена на повышение указанных показателей, в том числе на развитие реабилитационных механизмов в рамках дела о банкротстве. С учетом выявленных недостатков процедур финансового оздоровления и внешнего управления подготовлен ряд изменений в законодательство. Минэкономразвития России разработало проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Данный законопроект внесен Правительством РФ в Государственную Думу и рассмотрен в первом чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на май текущего года.
Законопроектом предусматриваются комплексные изменения законодательства о несостоятельности, включая вопросы совершенствования процедур финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения.
1. Предусматривается возможность погашения задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, а также третьим лицом.
При погашении требований об уплате обязательных платежей подлежат погашению все включенные в реестр кредиторов требования об уплате обязательных платежей с учетом штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Законопроектом предлагается урегулировать процедуру погашения требований по обязательным платежам третьим лицом. Срок погашения таких требований не может превышать тридцать рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения. В случае признания арбитражным судом требований об уплате обязательных платежей погашенными происходит замена кредитора в реестре требований кредиторов.
Размер и очередность требований лица, осуществившего погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, учитываются в реестре требований кредиторов в том же размере и очередности, как и погашенные требования.
2. Предлагается уточнить нормы, касающиеся реализации процедур "финансовое оздоровление" и "мировое соглашение". Одним из препятствий на пути реализации процедур банкротства - финансовое оздоровление и мировое соглашение - является противоречие законодательства о несостоятельности (банкротстве) с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законом о несостоятельности установлено, что график погашения задолженности по обязательным платежам в финансовом оздоровлении и условиям мирового соглашения по погашению задолженности по обязательным платежам должны соответствовать требованиям законодательства о налогах и сборах.
Применение положений законодательства о налогах и сборах в ходе дела о банкротстве приводит к тому, что уполномоченный орган в делах о банкротстве и процедурах банкротства на собрании кредиторов фактически лишен права голосовать за те решения, которые не предусматривают единовременную выплату должником задолженности по обязательным платежам.
В этой связи законопроектом уточняется основание предоставления отсрочки (рассрочки), как угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога. Уточнение указанной формулировки необходимо, поскольку понятие "угроза банкротства" отсутствует в действующем законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством отсрочка может быть предоставлена только при наличии утвержденного мирового соглашения. При этом возникает вопрос о голосовании уполномоченного органа на собрании кредиторов за заключение мирового соглашения, так как при голосовании отсрочка (рассрочка) еще не может быть предоставлена, соответственно не ясны условия, на которых уполномоченный орган может заключить мировое соглашение.
Принятие законопроекта позволит устранить указанные проблемы, создаст правовые условия для применения такой реабилитационной процедуры банкротства как финансовое оздоровление, а также предоставит возможности для заключения мирового соглашения в деле о банкротстве в случае, если государство является кредитором.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и принят в первом чтении 12 мая 2005 г.).
3. Проектом уточняются требования к плану финансового оздоровления. Так, такой план должен разрабатываться только в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. План финансового оздоровления должен содержать обоснование удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.
4. Уточняется порядок продажи предприятия, а также части имущества должника во внешнем управлении и конкурсном производстве:
- исключено требование об определении минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия, так как данное положение вызывало определенные коллизии в связи с тем, что во внешнем управлении и конкурсном производстве полномочия органов управления должника прекращаются;
- внесены изменения касательно способов проведения торгов, а также определены функции организатора торгов;
- предусмотрено использование как открытой, так и закрытой формы представления предложений о цене.
Торги по продаже предприятия могут также проводиться в электронной форме.
Кроме того, законопроектом подробно регламентирована процедура проведения торгов, в том числе требования к заявке на участие в торгах, порядок подачи и рассмотрения заявок, порядок проведения аукциона, требования к информационным системам.
Важным моментом в порядке продажи имущества является требование о том, что продажа части имущества должника в ходе внешнего управления не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности.
5. Уточнение положений, касающихся исполнения обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия - либо третьим лицом или третьими лицами во внешнем управлении и в ходе конкурсного производства.
При погашении учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия - либо третьим лицом или третьими лицами требований кредиторов подлежат погашению все включенные в реестр требований кредиторов требования, в том числе неустойки, штрафы, пени, проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Денежные средства, необходимые для погашения требований должника, перечисляются заявителем должнику или в депозит нотариуса. При этом денежные средства считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который было введено внешнее управление.
Соглашением, одобренным органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, между лицом, осуществляющим удовлетворение требований кредиторов, и внешним управляющим могут быть предусмотрены иные условия предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
6. Уточнение процедуры замещения активов должника во внешнем управлении и в конкурсном производстве.
В законопроекте предусмотрено ограничение на участие в уставном капитале создаваемого общества или нескольких обществ иных учредителей кроме должника. Величина уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставных капиталов, на основании отчета об оценке этого имущества.
Одновременно в законопроекте предлагается определить порядок продажи акций, созданных на базе имущества должника акционерных обществ. Такие акции подлежат включению в состав имущества должника и продаже на открытых торгах.