«При этом финансовые санкции и индексация в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, заменяются исключительно мораторными процентами, которые начисляются на сумму основного долга и фактически компенсируют кредитору инфляционные потери в период процедур банкротства до проведения с ним расчетов. Кроме того, в деле о банкротстве запрещено удовлетворение требований кредиторов в индивидуальном порядке. Соответствующие требования могут быть удовлетворены только после осуществления мероприятий процедур несостоятельности с соблюдением принципов очередности и пропорциональности», – пояснил ВС со ссылкой, в частности, на п. 3 своего Обзора судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2023 г.
Таким образом, указал Суд, индексация присужденных денежных сумм за период со дня вынесения решения суда о взыскании задолженности и до момента введения первой процедуры по делу о банкротстве должника производится по общим правилам. Соответственно, ошибочен вывод кассации о невозможности рассмотрения в суде общей юрисдикции заявления Анатолия Желтова об индексации присужденных денежных сумм. В связи с этим ВС отменил определение кассации и вернул ей дело на новое рассмотрение.
Управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит полагает, что Верховный Суд дал правильные и своевременные разъяснения по вопросу об индексации присужденных судом сумм в случае банкротства должника: вопрос об индексации рассматривает только суд, принявший решение, индексация производится до введения первой процедуры банкротства, далее взыскиваются только мораторные проценты. «Это разъяснение в точности соответствует и нормам закона, и судебной практике. Поскольку кассационный суд это не учел, то ВС РФ правильно отменил его определение об оставлении заявления об индексации без рассмотрения и вернул дело в эту инстанцию для рассмотрения по существу. Стоит также обратить внимание на то, что ВС дважды ссылается на утвержденные Президиумом ВС РФ обзоры судебной практики. Это хорошая и правильная тенденция, тонко намекающая нижестоящим судам на необходимость делать так же», – заметил он.
Арбитражный управляющий Татьяна Пугачёва отметила, что основные проблемы, которые затрагиваются в этом определении ВС, касаются компетенции судов и соотношения индексации с мораторными процентами. «Что касается компетенции судов, то ВС напомнил разъяснения соответствующего Обзора судебной практики от 18 декабря 2024 г. Можно спорить, насколько рационален запрет индексации со стороны банкротного суда, однако реальность останется непоколебимой: индексировать присужденные суммы может тот суд, который эти суммы и присудил. Спорно утверждение о том, что мораторные проценты могут заменить индексацию. Вполне возможно, что от индексации кредитор получит больше. Но, наверное, следует поддержать подход ВС, так как это обеспечивает равное положение кредиторов, это значит, что соблюдается принцип равенства кредиторов и пропорциональности», – считает она.
Управляющий партнер экспертной компании «АльфаПро» Антон Солощенко заметил, что зачастую подобная индексация осложняется множеством особенностей, связанных с ее расчетом и взысканием. «При расчете индексации стороны обращаются к независимому эксперту, ставят вопрос о размере и периоде индексации с учетом фактических обстоятельств дела, частичных погашений и многочисленных обжалований судебных актов. В данном случае ВС закрепил позиции недавнего Обзора от 18 декабря 2024 г., при этом параллельно исправил устаревшие выводы кассационного суда с учетом нового стандарта», – отметил он.