Проект постановления правительства, корректирующий методику расчета баллов для выбора арбитражного управляющего, опубликован для общественного обсуждения. Как напоминают в Минэкономики, с ноября 2024 года действует новый порядок выбора управляющего, если заявление о банкротстве должника в суд подает ФНС,— отбор автоматизирован на основе балльной системы из регистра управляющих. Это один из элементов реформы банкротства, «зависшей» с 2021 года, в итоге введенный отдельно (см. “Ъ” от 6 октября 2023 года). По данным ФНС, сейчас регистром пользуются 6,8 тыс. АУ, а за весь период работы нового механизма управляющие назначены на процедуры уже 16,6 тыс. должников.
При этом критерии для начисления баллов вызвали дискуссии, что вылилось в коллективный иск АУ о признании недействующим постановления правительства о новой системе отбора — пока Верховный суд его отклонил (см. “Ъ” от 20 марта и 4 июня), но 21 октября планируется слушание в апелляции. Среди претензий — отсутствие дифференциации суммы баллов в зависимости от сложности проведенных АУ дел и категорий должников. Наибольшее число баллов набирали управляющие, занимающиеся более простыми и массовыми делами о несостоятельности физлиц, АУ же со специализацией на юрлицах получали заметно меньшее их количество.
Проект предлагает повысить «вес» дел о банкротстве юрлиц в расчете баллов: в формулу включается объем требований, масштаб дела и сложности процедуры.
Несколько меняется подход к оценке оперативности процедуры: ее планируется увязать с баллами за удовлетворение требований кредиторов. В итоге за быстрое (до полугода) завершение процедуры банкротства гражданина без погашения долгов АУ после правок сможет получить максимум 3 балла, тогда как сейчас — до 15 баллов.
Как отмечают в ФНС, итоги работы реестра свидетельствуют о необходимости «обратить внимание на углубленное профилирование АУ в части управления сложными проектами юрлиц», а изменения подготовлены «с учетом обратной связи» от профсообщества. В службе полагают, что это повысит мотивацию управляющих, имеющих опыт в сложных делах должников (юрлиц с существенными активами и объемом деятельности), участвовать в большем количестве отборов.
Адвокат Case By Case Юлия Михальчук считает это попыткой «откалибровать систему баллов, которая показала очевидный перекос». Как поясняет АУ Сергей Домнин, сейчас лидеры рейтинга — управляющие с «десятками тысяч баллов», ведущие сотни дел о банкротстве граждан, в то время как у АУ, «не занимающихся таким конвейером», по 500–1500 баллов.
Новая модель, по словам Юлии Михальчук, делает систему более справедливой: баллы будут начисляться не за поток, а за эффективность и масштаб дел.
Соглашается с этим и председатель центрального совета Ассоциации СРО МЦПУ Мария Курбатова: «Это позволит АУ получить статус, адекватный реальной сложности проведенных им процедур». АУ Максим Доценко также называет изменения позитивными — они, по сути, частично удовлетворяют требования из коллективного иска АУ.
Но вопросы к справедливости отбора все равно остаются. По словам Сергея Домнина, банкротные процедуры очень разные, для них невозможно выбрать единые критерии оценки, чтобы адекватно оценить вложенные АУ усилия. В основе рейтинга, поясняет он, лежат такие показатели, как срок процедуры, эффективность торгов и процент погашения требований, но все они мало зависят от АУ: в сложных и конфликтных делах много споров, которые долго рассматриваются, а цену продажи имущества определяют кредиторы. К тому же, добавляет Максим Доценко, ранее начисленные баллы предлагается оставить — АУ, накопившие по прежней формуле 60–70 тыс. баллов, «смогут еще несколько лет комфортно назначаться на всю промышленность страны».
Евгения Крючкова, Анна Занина