не настаивая на абсолютной правильности:
Порядок и цели проведения инвентаризации имущества и отражения их результатов установлены в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденном Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, «Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
Инвентаризация это проверка и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, проверка их состояния и оценка (п. 26 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н). То есть основные цели инвентаризации – это (п. 2 ст. 11 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49):
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бух.учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н; п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49):
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при передаче имущества в аренду, при выкупе, продаже имущества;
- при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.
Верховным Судом РФ в определении по делу № 309-ЭС15-18344 от 29.07.2016 указано, что «Ссылка судов апелляционной и кассационной инстанций на то, что Костромин Д.В. после назначения на должность конкурсного управляющего в нарушение пункта 1.5 Методических указаний, согласно которому при смене материально ответственных лиц проводится инвентаризация имущества, не провел инвентаризацию имущества должника, является ошибочной, поскольку Законом о банкротстве не предусмотрено проведение инвентаризации имущества должника при смене конкурсного управляющего, осуществляющего в силу пункта 1 статьи 129 данного Закона полномочия руководителя.» - это к высказанному тезису о том, что при смене управляющего необходимо делать инвентаризацию.
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по делу № А07-4518/2014 прямо указано: «Законом о банкротстве на конкурсного управляющего не возложена обязанность повторной инвентаризации имущества должника, в том случае, если она была проведена предыдущим конкурсным управляющим; фактических оснований для ее проведения на момент утверждения конкурсного управляющего не установлено. При этом закон не исключает возможность изменения состава конкурсной массы при обнаружении конкурсным управляющим в рамках реализации своих полномочий мер по поиску, выявлению и возврату имущества должника, каких-либо ранее не учтенных объектов, что не требует повторной инвентаризации»
Аналогичный правовой подход о необходимости проведения
последующих инвентаризаций в случаях (кроме случая, явно указанного в ст.129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), определенных Законом от 06.12.2011 №402-ФЗ, Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н, Приказом Минфина от 13.06.95 N 49 применен в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа по делу № А35-10412/2012 от 29.02.2016, № А35-1840/2013 от 23.03.2015, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 № 15АП-12598/2016 по делу № А53-12712/2010.