Банкротство было придумано кредиторами. Наверное. А может и должниками)
У
истории права свой поток сознания, и она нагло утверждает, что
банкротство "было придумано" Государством.
В любом случае, целью данной процедуры является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, если речь о конкурсе.
Государство считает, что
задачи банкротства (а не искусственно выделенной процедуры конкурсного производства) значительно
шире.
Хотя, может быть, я невнимательно читал или прочел что-то лишнее.
Кому руководитель причинил убытки на сумму сверх реестра в деле Николая Власова? Должнику. А кто это? Юридическое лицо у нас еще именуется обществом. И это более правильное наименование. Но если члены общества не заикались об убытках, то в чьих интересах вынесен судебный акт? И был ли "надлежащий истец" (лицо, чье право нарушено)?
Во-первых, "члены общества" (собственники) и юридическое лицо - это далеко не одно и то же.
В деле Ходорковского был такой момент, когда адвокаты сказали: "какой убыток, если человек взял сам у себя"? То есть они считали, что стул, купленный юр лицом, является имуществом, принадлежащим собственникам юр лица. Это не так. Имущество принадлежит юр лицу. Распоряжаться стулом юр лицо может только согласно закону. "Взять стул себе" просто так собственник юр лица не может, у него права на это нет, как нет законного способа оформления такого действия.
И этим адвокатам было очень детально показано, что юр лицо и собственник юр лица - это
две большие разницы.
Собственник (физ лицо) и общество (юр лицо) -
разные субъекты.
В деле о банкротстве - особенно.
Во-вторых, "надлежащий истец" - это в данном случае
законный представитель юр лица, "общества", и это -
конкурсный управляющий,
который должен действовать в интересах юридического лица, а не собственника юридического лица. Достаточно посмотреть, какие существуют права согласно закону у собственников юр лица, "общества", в деле о банкротстве, и особенно - в конкурсе, раз уж мы об этом говорим, чтобы понять, насколько разные гражданско-правовые интересы у юр лица и у его собственников, когда юр лицо находится в банкротстве.
Действовать в интересах юридического лица конкурсный управляющий, как единолично управляющее лицо, должен добросовестно и разумно, и если он видит, что по отношению к юридическому лицу было допущено нарушение закона (например - причинен ущерб юридическому лицу, похищено или уничтожено имущество), он должен предпринять все меры, для того, чтобы нарушение закона было исправлено (в том числе - причиненные убытки и ущерб возмещены).
Если директор, собственник, или директор-собственник - вор, похитивший у юр лица имущество, то он должен всё похищенное вернуть юридическому лицу. Это с точки зрения гражданско-правового уложения единственно правильное толкование.
Разве есть другое? Если есть, то где?
Этот похищенный объем имущества должен быть возмещен полностью.
Объем похищенного никак не связан с тем, сколько юр лицо, "общество", должно кредиторам.
Может быть, ничего юр лицо не должно кредиторам. Но это никак не определяет какие-то нормы того, что похищенное имущество не должно быть возвращено юр лицу.
Если юр лицо не должно ничего кредиторам, то не может быть процедуры банкротства.
Но это не означает, что похищенное у юр лица не должно быть возвращено юр лицу.
С другой стороны, АУ действует в интересах должника и кредиторов и не должен каждый раз спрашивать участников должника, надо ли оно им это. Но это формальный подход.
АУ, а точнее - конкурсный управляющий не только не должен спрашивать у участников должника (а точнее - у собственников юр лица), что им надо, а что нет; в конкурсе он вообще должен любым способом сделать так, чтобы собственники вернули все то, что забрали у юр лица незаконно, если они это забрали. Им, собственникам, нужно было до банкротства о своём детище заботиться. Есть такое понятие в законе о банкротстве - санация, ст.31. Вот оно для собственников специально предусмотрено и по сути самое то: и по времени, и по смыслу.
При взыскании убытков сверх реестра более правильным было бы спрашивать участников должника.
Более правильным? Правильнее чего это Ваше "более правильное"? Правильнее каких положений закона?
Спрашивать у участников должника? А если они - простые воры, которые юр лицо своё и обворовали?
А еще лучше оставить это дело им самим за рамками дела о банкротстве. Арбитражник не прокурор, поэтому не должен выступать в защиту третьих лиц, тем более, когда они об не просят.
Арбитражник, в нашем случае - конкурный управляющий - действует не в интересах "третьих лиц", а в интересах управляемого им юридического лица. В интересах этого лица он должен действовать добросовестно и разумно (закон об АО; закон об ООО; ГК РФ; толкования высших судов). Если он не действует таким образом, то закон предусматривает соответствующую ответственность.
Еще "интереснее" будет обстоять дело, когда причинивший убытки сам единственный участник должника.
Ничем не интереснее.
Итак: единственный учредитель, единственный собственник (например, "участник"), генеральный директор и главный бухгалтер. Один в четырех лицах. Взял и вывел деньги из своего юр лица, похитил имущество. Ну и что поменялось?
Приходит новое единолично управляющее лицо. Будь оно конкурсный управляющий, внешний управляющий, генеральный директор или ликвидатор. Независимо от того, в какой форме единоличное управляющее лицо появилось, оно должно принять дела и разобраться с ними.
Оно должно изучить состояние, определить каналы потери имущества (если они есть) и предпринять меры для возврата имущества в юр лицо, в том числе - предъявлением исков к этому единому четырехликому Янусу.
Или здесь какие-то особенности совершенно невозможные? Какие?
Многие считают, что конкурсный в таком случае действует для этого самого директора-собственника. Нет. Он действует в интересах юридического лица.
Кое-кто говорит не только о какой-то "правильности-неправильности" (не имеющей под собой правовых оснований), а о некоей "разумности" или "избыточности" полного взыскания причиненных юр лицу убытков.
Вообще-то арбитражное управление - управление антикризисное, и его задачей является как раз спасение предприятия.
Если собрать всё то имущество, что похищено, и расплатиться со всеми кредиторами, то при превышении объема взысканных убытков предприятие просто может быть восстановлено. Так, кстати, делается в ряде зарубежных законоуложений. Там то, что у нас - конкурс, не является однозначно и бесповоротно ликвидационной процедурой.
Ну и стоит подумать, почему для юридического лица имеется субсидиарная, дополнительная ответственность у КДЛ. А у ИП - нет?