Вышегородцев Игорь Алексеевич
Гениальный управляющий
Банкротство потребителей: как это делается «у них» (на примере США) и планируется делать у нас
04.11.2011 15:54
В связи с появлением на сайте Минэкономразвития России очередного варианта проекта федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», именуемого в просторечье «законом о банкротстве потребителей», возникает естественный вопрос о том, насколько этот законопроект отвечает мировому опыту в этой сфере? Чтобы это выяснить, попробуем сопоставить его с нормативными актами какой-нибудь развитой страны, например США. // Борис Шевелёв, специально для Bankir.Ru
I. Предисловие
Отсутствие в России действующих норм о несостоятельности потребителей свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о наплевательском отношении законодателя к нашим согражданам-потребителям: почему, спрашивается, представители бизнеса, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, могут прибегнуть к процедуре банкротства, а потребители такой возможности лишены? Во-вторых, мы, как Иваны, родства не помнящие, забыли о правовых достижениях, которые существовали даже в царской России: уже тогда различали несостоятельность физических лиц — несчастную (в результате несчастных случаев, пожаров, стихийных бедствий или, выражаясь современным языком, техногенных катастроф), неосторожную (из-за некомпетентности, отсутствия необходимых навыков, переоценки своих сил и возможностей) и злонамеренную (из-за нежелания возвращать долги).
Остается надеяться, что пример развитых стран и, в первую очередь, США, как главного оплота современного капитализма и рыночных отношений, позволит улучшить положение российского потребителя.
II. Особенности регулирования банкротства физических лиц в США
Хотя институт банкротства физических лиц имеет в США давнюю историю, тем не менее, нормы, регулирующие правоотношения с ним связанные, были кодифицированы только в 1978 году, когда Актом о реформе процедур банкротства (The Bankruptcy Reform Act 1978) был введен в действие «Кодекс о банкротстве» (The Bankruptcy Code). Кроме того, было принято Положение о создании отдельного суда по банкротству и его юрисдикции (The Bankruptcy Court and jurisdiction). Ряд процессуальных и процедурных особенностей был сформулирован в Правилах о банкротстве (Rules and Forms of Practice and Procedure in Bankruptcy). Впоследствии в законодательство о банкротстве вносились изменения, в частности, в 2005 году был принят Акт о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей (Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005).
Первое, что хотелось бы отметить, это то, что в США дела о банкротстве рассматриваются в специальных судах — в каждом судебном округе страны есть свой суд по банкротству (всего в США 90 округов соответствующего профиля и порядка 317 судей по делам о банкротстве). Судьи по делам о банкротстве осуществляют надзор за юридическими аспектами всех дел о банкротстве.
Что же касается административного надзора за делами о банкротстве, то он осуществляется Службой федеральных управляющих, которая является подразделением Министерства юстиции США и относится к ветви исполнительной власти. Институт федеральных управляющих был создан для того, чтобы избавить судей от административных аспектов банкротства и обеспечить наличие специальной структуры, в обязанности которой входит расследование заявлений о мошенничестве при банкротствах.
По каждому делу о банкротстве Служба федеральных управляющих назначает управляющего. Финансирование их деятельности осуществляется главным образом за счет пошлин, взимаемых при подаче иска о банкротстве, а также пошлин, взимаемых по делам о реорганизации.
Если вспомнить законопроект, предложенный Минэкономразвития, то в нем предполагается, что дела о несостоятельности российских граждан будут рассматривать арбитражные суды, у которых и без физических лиц-потребителей нагрузка немалая. Последнее обстоятельство послужило одной из причин, почему законопроект до сих пор не дошел до Государственной Думы. Хотя можно предположить, что и в России со временем дела о несостоятельности станут рассматривать специальные суды. Тем не менее, первое время федеральным управляющим США в России будут соответствовать, скорее всего, арбитражные управляющие.
В связи с несостоятельностью физических лиц-потребителей нас будут интересовать в основном главы 7 «Ликвидация» (Liquidation) и 13 «Реорганизация (реструктуризация) долгов индивидов» (Individual reorganization) Кодекса о банкротстве США. Если попытаться провести параллель с законопроектом, предложенным Минэкономразвития, то главе 7 Кодекса о банкротстве будет соответствовать § 4 «Несостоятельность (банкротство) должника» главы 3 «Процедуры, применяемые в деле о банкротстве должника», а главе 13 Кодекса о банкротстве — § 2 «Переход к процедуре реструктуризации долгов» и § 3 «Реструктуризация долгов» той же главы 3 законопроекта.
В ходе процедуры банкротства, осуществляемой в соответствии с главой 7 Кодекса, происходит освобождение должника от обязательств за счет ликвидации имущества должника, за исключением имущества, не подлежащего ликвидации. Должники имеют право заявить об определенных видах имущества как о не подлежащих ликвидации. Такое имущество определяется в федеральном законе. Однако следует заметить, что в США существует не только федеральный перечень имущества, не подлежащего ликвидации, но также такой перечень может быть и в каждом штате; поэтому должники могут выбрать имущество, исключаемое из ликвидации, в соответствии с законом данного штата.
Спустя несколько дней после подачи заявления о банкротстве Служба федеральных управляющих назначает управляющего на данное дело. Именно он будет отвечать за ликвидацию всего имущества должника (кроме исключенного из ликвидации) и за распределение полученных средств между кредиторами. За некоторыми исключениями, остатки долгов после распределения всех полученных от ликвидации имущества средств «погашаются» или прощаются. Однако реальность такова, что, как правило, большинство (более 90%) должников, подающих заявление о банкротстве, не имеют не исключаемого из ликвидации имущества; поэтому такие дела о банкротстве называются «делами без имущества». В таких случаях долги должника погашаются, даже если кредиторам ничего не выплачивается.
Кредитор, имеющий необеспеченное требование, получит хоть что-то за счет имущества должника, который банкротится по правилам главы 7, только в случае, если дело окажется «с имуществом». При этом условии кредитор должен подать в суд по банкротству заявление о своих требованиях.
После того, как долги прощены, должник не может получить новое освобождение от обязательств в соответствии с главой 7 в течение 6 лет.
В 2005 году в законодательство о банкротстве США были внесены изменения, согласно которым должник не мог подать заявление о банкротстве в порядке главы 7, пока не пройдет тестирование своего финансового положения. Если окажется, что у должника имеется достаточно доходов в распоряжении, он должен подать заявление о банкротстве в порядке главы 13.
Что собой представляет процедура тестирования финансового состояния должника? Есть два объективных теста, применимых к доходу и расходам, чтобы определить, существует ли вероятность злоупотребления процедурой банкротства со стороны должника, на основании которой следует отклонить ликвидацию долгов в порядке главы 7.
04.11.2011 15:54
В связи с появлением на сайте Минэкономразвития России очередного варианта проекта федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», именуемого в просторечье «законом о банкротстве потребителей», возникает естественный вопрос о том, насколько этот законопроект отвечает мировому опыту в этой сфере? Чтобы это выяснить, попробуем сопоставить его с нормативными актами какой-нибудь развитой страны, например США. // Борис Шевелёв, специально для Bankir.Ru
I. Предисловие
Отсутствие в России действующих норм о несостоятельности потребителей свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о наплевательском отношении законодателя к нашим согражданам-потребителям: почему, спрашивается, представители бизнеса, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, могут прибегнуть к процедуре банкротства, а потребители такой возможности лишены? Во-вторых, мы, как Иваны, родства не помнящие, забыли о правовых достижениях, которые существовали даже в царской России: уже тогда различали несостоятельность физических лиц — несчастную (в результате несчастных случаев, пожаров, стихийных бедствий или, выражаясь современным языком, техногенных катастроф), неосторожную (из-за некомпетентности, отсутствия необходимых навыков, переоценки своих сил и возможностей) и злонамеренную (из-за нежелания возвращать долги).
Остается надеяться, что пример развитых стран и, в первую очередь, США, как главного оплота современного капитализма и рыночных отношений, позволит улучшить положение российского потребителя.
II. Особенности регулирования банкротства физических лиц в США
Хотя институт банкротства физических лиц имеет в США давнюю историю, тем не менее, нормы, регулирующие правоотношения с ним связанные, были кодифицированы только в 1978 году, когда Актом о реформе процедур банкротства (The Bankruptcy Reform Act 1978) был введен в действие «Кодекс о банкротстве» (The Bankruptcy Code). Кроме того, было принято Положение о создании отдельного суда по банкротству и его юрисдикции (The Bankruptcy Court and jurisdiction). Ряд процессуальных и процедурных особенностей был сформулирован в Правилах о банкротстве (Rules and Forms of Practice and Procedure in Bankruptcy). Впоследствии в законодательство о банкротстве вносились изменения, в частности, в 2005 году был принят Акт о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей (Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005).
Первое, что хотелось бы отметить, это то, что в США дела о банкротстве рассматриваются в специальных судах — в каждом судебном округе страны есть свой суд по банкротству (всего в США 90 округов соответствующего профиля и порядка 317 судей по делам о банкротстве). Судьи по делам о банкротстве осуществляют надзор за юридическими аспектами всех дел о банкротстве.
Что же касается административного надзора за делами о банкротстве, то он осуществляется Службой федеральных управляющих, которая является подразделением Министерства юстиции США и относится к ветви исполнительной власти. Институт федеральных управляющих был создан для того, чтобы избавить судей от административных аспектов банкротства и обеспечить наличие специальной структуры, в обязанности которой входит расследование заявлений о мошенничестве при банкротствах.
По каждому делу о банкротстве Служба федеральных управляющих назначает управляющего. Финансирование их деятельности осуществляется главным образом за счет пошлин, взимаемых при подаче иска о банкротстве, а также пошлин, взимаемых по делам о реорганизации.
Если вспомнить законопроект, предложенный Минэкономразвития, то в нем предполагается, что дела о несостоятельности российских граждан будут рассматривать арбитражные суды, у которых и без физических лиц-потребителей нагрузка немалая. Последнее обстоятельство послужило одной из причин, почему законопроект до сих пор не дошел до Государственной Думы. Хотя можно предположить, что и в России со временем дела о несостоятельности станут рассматривать специальные суды. Тем не менее, первое время федеральным управляющим США в России будут соответствовать, скорее всего, арбитражные управляющие.
В связи с несостоятельностью физических лиц-потребителей нас будут интересовать в основном главы 7 «Ликвидация» (Liquidation) и 13 «Реорганизация (реструктуризация) долгов индивидов» (Individual reorganization) Кодекса о банкротстве США. Если попытаться провести параллель с законопроектом, предложенным Минэкономразвития, то главе 7 Кодекса о банкротстве будет соответствовать § 4 «Несостоятельность (банкротство) должника» главы 3 «Процедуры, применяемые в деле о банкротстве должника», а главе 13 Кодекса о банкротстве — § 2 «Переход к процедуре реструктуризации долгов» и § 3 «Реструктуризация долгов» той же главы 3 законопроекта.
В ходе процедуры банкротства, осуществляемой в соответствии с главой 7 Кодекса, происходит освобождение должника от обязательств за счет ликвидации имущества должника, за исключением имущества, не подлежащего ликвидации. Должники имеют право заявить об определенных видах имущества как о не подлежащих ликвидации. Такое имущество определяется в федеральном законе. Однако следует заметить, что в США существует не только федеральный перечень имущества, не подлежащего ликвидации, но также такой перечень может быть и в каждом штате; поэтому должники могут выбрать имущество, исключаемое из ликвидации, в соответствии с законом данного штата.
Спустя несколько дней после подачи заявления о банкротстве Служба федеральных управляющих назначает управляющего на данное дело. Именно он будет отвечать за ликвидацию всего имущества должника (кроме исключенного из ликвидации) и за распределение полученных средств между кредиторами. За некоторыми исключениями, остатки долгов после распределения всех полученных от ликвидации имущества средств «погашаются» или прощаются. Однако реальность такова, что, как правило, большинство (более 90%) должников, подающих заявление о банкротстве, не имеют не исключаемого из ликвидации имущества; поэтому такие дела о банкротстве называются «делами без имущества». В таких случаях долги должника погашаются, даже если кредиторам ничего не выплачивается.
Кредитор, имеющий необеспеченное требование, получит хоть что-то за счет имущества должника, который банкротится по правилам главы 7, только в случае, если дело окажется «с имуществом». При этом условии кредитор должен подать в суд по банкротству заявление о своих требованиях.
После того, как долги прощены, должник не может получить новое освобождение от обязательств в соответствии с главой 7 в течение 6 лет.
В 2005 году в законодательство о банкротстве США были внесены изменения, согласно которым должник не мог подать заявление о банкротстве в порядке главы 7, пока не пройдет тестирование своего финансового положения. Если окажется, что у должника имеется достаточно доходов в распоряжении, он должен подать заявление о банкротстве в порядке главы 13.
Что собой представляет процедура тестирования финансового состояния должника? Есть два объективных теста, применимых к доходу и расходам, чтобы определить, существует ли вероятность злоупотребления процедурой банкротства со стороны должника, на основании которой следует отклонить ликвидацию долгов в порядке главы 7.