часть 1/2 Через банкротство - к финансовому оздоровлению
Тема "черных списков АУ" наконец-то открыто обозначена в СМИ. Очень хочется верить, что дело сдвинется с мертвой точки и выльется в нечто большее, чем просто обсуждение на страницах специализированных журналов.
Источник -
журнал "Арбитражный управляющий" №2/2008
"Через банкротство - к финансовому оздоровлению"
Прошедшие 15 лет с даты введения в постсоветской России института банкротства позволяют подвести некоторые итоги развития законодательства о банкротстве и правоприменительной практики в этой сфере.
За указанный период законодательство о банкротстве прошло путь от поверхностного регулирования процедур в первом законе о банкротстве, имело очевидную прокредиторскую направленность и служило инструментом передела собственности, и только с принятием третьего закона приобрело сбалансированный вид.
Безусловно, практика выявила недостатки и в Законе о банкротстве 2002 года, в связи с чем заслуживает поддержки та масштабная работа, которая ведется в Государственной Думе РФ по корректировке законодательства. Но это уже попытка более точной настройки правового регулирования процедур банкротства, а не концептуальное реформирование законодательства.
Было бы наивно рассчитывать, что принятие поправок в Закон о банкротстве окончательно устранит все проблемы, возникающие в деятельности арбитражных управляющих, и окончательно выстроит эффективную систему антикризисного управления.
В 19 веке известный французский деятель Ренуар говорил: "Вопрос о несостоятельности был неудовлетворительно разрешен в законе 17 века; он остался несовершенным в законе 19 века, он останется таким же в готовящемся законе и непременно подвергнется нападкам и обвинениям в недостатках. Самые испытанные указания практики, самые глубокие исследования теории не в состоянии устранить в этой области трудности, которые коренятся в самой природе института банкротства". Полагаю, под этими словами сегодня готов подписаться любой специалист по несостоятельности.
В этой связи профессиональное сообщество должно самостоятельно, не дожидаясь решений государства, приложить максимум усилий к формированию цивилизованной системы антикризисного управления.
Введение Законом о банкротстве 2002 года механизмов саморегулирования деятельности арбитражных управляющих уже позволило заменить государственное лицензирование и государственный контроль деятельности арбитражных управляющих, механизмами саморегулирования. Проработав длительное время в Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, могу с уверенностью сказать, что сегодня уровень контроля за деятельностью арбитражных управляющих и их ответственностью на порядок выше.
В отличие от большинства развитых стран, где саморегулирование складывалось естественным путем, в нашей стране за советский период традиции саморегулирования были утрачены и возрождаются фактически с нуля. Это непременно приводит к сложностям, с которыми сталкивается развитие саморегулирования в России.
Большое количество саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и распыленность относительно небольшого количества процедур банкротства между ними не способствуют укреплению материальной базы и росту авторитета СРО.
У специалистов нет однозначной позиции о необходимости и механизмах сокращения количества саморегулируемых организаций: должно ли оно происходить естественным путем вследствие конкуренции или в административном порядке путем увеличения минимальной численности членов саморегулируемых организаций или минимального размера компенсационного фонда.
Существующий порядок выбора налоговыми органами саморегулируемых организаций приводит к равномерному распределению процедур банкротства между большим числом саморегулируемых организаций без учета каких-либо факторов, характеризующих саморегулируемые организации. Это существенно ограничивает возможности реализации конкурентных преимуществ одних СРО перед другими.
Более того, вызывает сомнение тезис о том, что конкуренция между саморегулируемыми организациями приводит к повышению качества их деятельности. Напротив, устанавливая высокие требования к деятельности арбитражного управляющего и совершенствуя механизмы контроля, саморегулируемая организация снижает свою привлекательность для арбитражных управляющих, которые не всегда заинтересованы в ужесточении предъявляемых к ним требований. Часто арбитражные управляющие, исключенные из саморегулируемой организации за грубейшие нарушения законодательства, довольно быстро вступают в другую СРО, которая не уделяет достаточного внимания профессиональному уровню своих членов.
Данные негативные факторы показывают необходимость усиления контроля со стороны регулирующего органа за реализацией саморегулируемыми организациями возложенных на них функций, а также необходимость объединения усилий саморегулируемых организаций по совершенствованию практики их деятельности.
Некоторые задачи, которые стоят перед саморегулируемыми организациями, могут эффективно решаться только совместными усилиями.
В этой связи важно отметить состоявшееся в ноябре прошлого года вступление в Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих двух крупнейший саморегулируемых организаций (НП "МСО ПАУ", образованное под эгидой РСПП, и СРО при ТПП), а также формирование новой системы органов управления союза. Указанные изменения позволяют надеяться, что деятельность обновленного союза СРО придаст дополнительный импульс развитию саморегулирования в сфере арбитражного управления.
Остановлюсь лишь на некоторых задачах союза, которые сегодня стоят перед ним:
Необходимо разработать Типовые правила профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих. Практика переписывания саморегулируемыми организациями правила профессиональной деятельности и деловой этики Закона о банкротстве должна уйти в прошлое. Указанные правила должны содержать значительно более четкое и детализированное регулирование деятельности арбитражных управляющих, по сравнению с Законом о банкротстве.
Одной из значимых проблем саморегулирования является отсутствие достаточной методической базы для саморегулируемых организаций. Каждая организация по-своему выстраивает механизмы контроля за деятельностью своих членов, стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего и выполнения иных возложенных на нее функций. К сожалению, не всегда эти механизмы являются эффективными и достаточными. Задача Российского союза СРО - выработать необходимую методологию и обеспечить мониторинг ее применения.
Необходимо определить этические принципы деятельности саморегулируемых организаций. В частности, мы должны ответить на такие вопросы, как: "могут ли работники саморегулируемых организаций оказывать услуги по сопровождению процедур банкротства", "могут ли саморегулируемые организации представлять в арбитражный суд кандидатуры своих членов, аффилированных с кредитором, но не подпадающих под понятие "заинтересованное лицо".
Необходимо создать механизмы разрешения конфликтов внутри профессионального сообщества. В частности, союз может участвовать в разрешении споров между саморегулируемыми организациями и ее членами (например, в связи с исключением из СРО), давать публичную оценку действиям арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.
Союз должен создать эффективный механизм "очищения" профессионального сообщества от недобросовестных арбитражных управляющих. Следует рассмотреть вопрос о введении специальной процедуры приема в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, ранее исключенных из саморегулируемой организации за нарушения законодательства.
Союз должен принять меры к наведению порядка в сфере страхования ответственности арбитражных управляющих. Навязываемые страховыми компаниями условия договоров страхования ответственности арбитражных управляющих часто не только не защищают их интересы и интересы саморегулируемых организаций, но и прямо противоречат Закону о банкротстве.
Другое важное направление деятельности союза - взаимодействие с инфраструктурой арбитражного управления (страховыми компаниями, оценщиками, аудиторами, организаторами торгов). В этом направлении союзом может вестись работа по сбору и обобщению информации о результатах привлечения таких организаций и предоставлении саморегулируемым организациям рекомендации по возможности их аккредитации.
Раскрытие союзом сведений о типичных нарушениях, выявляемых регулирующим органом при проведении проверок деятельности саморегулируемых организаций, может способствовать предупреждению таких нарушений со стороны других саморегулируемых организаций.
Недостаточна роль союза в организации обучения и повышения квалификации арбитражных управляющих. Программа подготовки арбитражных управляющих не в полной мере отвечает потребностям саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих. Союзу необходимо разработать новые концептуальные подходы к организации системы подготовки и повышения квалификации арбитражных управляющих.
К сожалению, до настоящего времени процедуры банкротства и арбитражные управляющие часто в обществе воспринимаются негативно. Необходимо разработать и осуществить мероприятия по освещению положительного опыта арбитражного управления и созданию позитивного имиджа специалистов по антикризисному управлению.
Возможно, следует вернуться к практике проведения региональных и всероссийского конкурсов среди арбитражных управляющих в целях распространения положительного опыта деятельности арбитражных управляющих.
Важной задачей союза является выстраивание эффективной системы привлечения инвестиций для финансового оздоровления неплатежеспособных организаций, поиска потенциальных покупателей имущественных комплексов. Арбитражный управляющий должен иметь возможность поиска инвестора не только в своем регионе, но и в масштабах Российской Федерации.