Продолжение.....
12. Установлены основания для приостановления действия поручения на списание денежных средств со счета
Статья 46 НК РФ дополнена новым п. 4.1, согласно которому действие поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) приостанавливается:
- по решению налогового органа в случае принятия решения о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога. Напомним, что второе из указанных решений принимается налоговым органом по ходатайству лица, заинтересованного в изменении срока уплаты налога (п. 6 ст. 64 НК РФ);
- при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на находящиеся в банке денежные средства, в том числе электронные;
- по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В указанных ситуациях приостанавливается также поручение на перевод электронных денежных средств.
Действие поручения возобновляется на основании решения налогового органа об отмене приостановления.
Кроме того, новым пунктом установлен закрытый перечень оснований для отзыва неисполненных (как полностью, так и частично) поручений. В частности, поручение отзывается:
- при изменении срока уплаты налога и сбора, а также пеней и штрафа;
- исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ процентов, в том числе в случае зачета переплаты;
- уменьшении суммы налога, сбора, пеней в связи с представлением уточненной налоговой декларации.
Следует отметить, что на практике возникают споры по поводу отзыва налоговым органом инкассового поручения. Так, возникают сомнения о правомерности вынесенного на основании ст. 47 НК РФ решения о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика, если инспекция не отозвала ранее выставленное инкассовое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика в соответствии со ст. 46 НК РФ. В этом случае существует вероятность двойного взыскания суммы задолженности. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.07.2005 N 853/05 не нашел оснований для отмены решения о взыскании налога за счет имущества при наличии неотозванного инкассового поручения, поскольку в Налоговом кодексе РФ нет норм, обязывающих инспекцию его отозвать. Но некоторые суды придерживаются другой точки зрения (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2010 N А45-16660/2009). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. Поскольку содержащийся в п. 4.1 ст. 46 НК РФ закрытый перечень оснований для отзыва поручений на списание денежных средств со счета налогоплательщика не будет предусматривать такого основания, как вынесение решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, представляется, что в дальнейшем отклонений от позиции Президиума ВАС РФ в судебной практике не будет, конечно, при условии отсутствия двойного взыскания задолженности.
Также напомним, что возможность приостановления инкассового поручения предусмотрена в п. 3.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13.11.2003. Согласно указанному пункту налоговый орган приостанавливает списание денежных средств в бесспорном порядке после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства (здесь речь идет о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика). Таким образом, п. 3.2 Методических рекомендаций после вступления в силу п. 4.1 ст. 46 НК РФ будет противоречить Налоговому кодексу РФ, поскольку в нем нет такого основания для приостановления действия поручения. Дополнительную информацию по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
13. Из Налогового кодекса РФ исключены положения о направлении копии решения, принятого по результатам рассмотрения акта о правонарушениях, которые выявлены в ходе иных мероприятий налогового контроля
Согласно п. 11 ст. 101.4 НК РФ копия решения руководителя налогового органа вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа этим лицом. Если данное лицо уклоняется от получения копии, она направляется заказным письмом по почте.
Рассматриваемым Законом упомянутый пункт признан утратившим силу. Таким образом, указанное решение может быть передано налогоплательщику в общем порядке (п. 4 ст. 31 НК РФ): по почте, лично под расписку либо по телекоммуникационным каналам связи (если лицо обязано представлять декларации в электронном виде, этот способ является исключительным). Следует отметить, что общий порядок не устанавливает приоритетности. Поэтому теперь не будет иметь значения, уклонялся налогоплательщик от получения копии решения или нет. Ранее при разрешении споров суды иногда учитывали отсутствие у налогового органа доказательств уклонения налогоплательщика от получения решения лично (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 N А56-50178/2007).
14. Установлены особенности постановки на учет некоторых категорий налогоплательщиков
Комментируемым Законом внесены уточнения в ст. 83 НК РФ. В частности, установлены особенности постановки на налоговый учет:
- управляющей компании закрытого ПИФа (п. 1.1 ст. 83 НК РФ);
- ответственного участника КГН (п. 4.3 ст. 83 НК РФ);
- участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (п. 4.4 ст. 83 НК РФ).
15. Предприниматели, у которых нет наемных работников, не должны представлять сведения об их среднесписочной численности
В соответствии с действующей редакцией п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за прошедший календарный год представляют все налогоплательщики. Исключений не сделано даже для предпринимателей, у которых нет работников.
Финансовое ведомство и некоторые суды подтверждают данный вывод (см., например, Письмо Минфина России от 20.03.2012 N 03-02-08/24, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2012 N А12-16770/2011 (Определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-10686/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)). Противоположная позиция выражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 16.04.2012 N А09-6084/2011. В нем суд пришел к выводу, что предприниматели, у которых в спорный период не было наемных работников, не обязаны были представлять сведения об их среднесписочной численности. Привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление соответствующих сведений неправомерно.
Рассматриваемым Законом в абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ внесены уточнения. После вступления в силу поправок сведения о среднесписочной численности необходимо будет представлять предпринимателям, привлекавшим в соответствующий период наемных работников. Следует отметить, что для организаций такого исключения не установлено.
16. Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, будут вступать в силу в новом порядке
Согласно действующей редакции п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Напомним, что имеются в виду:
- акты, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (п. 3 ст. 5 НК РФ);
- акты, которые отменяют налоги, снижают размеры ставок налогов, устраняют обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшают их положение (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Указанные положения п. 1 ст. 5 НК РФ изложены в новой редакции, согласно которой такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные данными актами, но не ранее даты их официального опубликования. Таким образом, у законодателя появится возможность устанавливать различные сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков.
17. Если заявление о возврате (зачете) суммы НДС не подано до дня вынесения решения о возмещении налога, возврат (зачет) будет производиться по правилам ст. 78 НК РФ
1 октября 2013 г. вступит в силу новый п. 11.1 ст. 176 НК РФ. Согласно данной норме возврат (зачет) суммы НДС, которая подлежит возмещению, будет осуществляться по правилам ст. 78 НК РФ, если налогоплательщик не представит заявление о возврате (зачете) до дня вынесения решения о возмещении. При этом положения п. п. 7 - 11 ст. 176 НК РФ, которые регулируют начисление процентов за нарушение сроков возврата суммы возмещения, применяться не будут.
Напомним, что ст. 78 НК РФ также предусматривает начисление процентов в случае несвоевременного возврата переплаты. Однако проценты в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ начинают начисляться позднее, чем проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176 НК РФ.
Следует отметить, что вопрос о начислении процентов за несвоевременный возврат суммы возмещения НДС, если налогоплательщик не подал в инспекцию соответствующее заявление, является спорным. Судебная практика неоднозначна. Есть судебные решения, в которых указано, что без заявления о возврате проценты не начисляются (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 N 9355/06). В то же время в другом Постановлении Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что налоговое законодательство не связывает исполнение обязанности по возмещению НДС с подачей налогоплательщиком заявления о возврате налога (см. Постановление от 21.02.2012 N 12842/11). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что вопрос о дате начала начисления процентов, предусмотренных ст. 176 НК РФ, в ситуации, если заявление о возврате подано после завершения камеральной проверки декларации, также вызывает многочисленные споры. См. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.
Положения ст. 176 НК РФ в редакции рассматриваемого Закона будут применяться к решениям о возмещении НДС, вынесенным после 1 октября 2013 г. (ч. 6 ст. 6 Закона).
18. Для обеспечения исполнения обязанности по перечислению налога при изменении срока его уплаты может использоваться банковская гарантия
Налоговый кодекс РФ дополнен новой статьей 74.1 "Банковская гарантия". Она вступит в силу 1 октября 2013 г. (ч. 2 ст. 6 Закона). Согласно поправкам банковской гарантией обеспечивается исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Она может применяться в том числе при изменении сроков их уплаты (п. 5 ст. 61, п. 1 ст. 72 НК РФ). Например, при предоставлении отсрочки или рассрочки.
В ст. 74.1 НК РФ установлены требования к банкам, чьи гарантии могут использоваться в целях налогообложения (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). В частности, такие кредитные организации должны:
- иметь выданную ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
- иметь собственные средства (капитал) в размере не менее 1 млрд руб.
Кроме того, данная статья предусматривает требования, предъявляемые к самим банковским гарантиям (п. 5 ст. 74 НК РФ). Перечислим некоторые из них:
- банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;
- срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня окончания срока, который установлен для исполнения обязанности по уплате налога, обеспеченной данной гарантией;
- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом обязанности налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней.
Если налогоплательщик своевременно не исполнит обеспеченную банковской гарантией обязанность по уплате налога, то налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока, предусмотренного требованием об уплате налога, направит гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии (п. 6 ст. 74.1 НК РФ). Срок исполнения этого требования составляет также пять рабочих дней (п. 7 ст. 74.1 НК РФ). Единственным основанием, по которому банк может отказать в погашении суммы, служит предъявление налоговым органом требования по банковской гарантии после окончания срока, на который она была выдана (п. 8 ст. 74.1 НК РФ).
Следует отметить, что изменения внесены в соответствующие положения ст. 176.1 НК РФ, которые содержат требования к банковской гарантии, предоставляемой в целях получения возмещения НДС в заявительном порядке, и положения ст. 204 НК РФ о банковской гарантии, предоставляемой в целях освобождения от перечисления авансового платежа акциза. После вступления в силу поправок общие требования к банковской гарантии и банкам, выдавшим ее в целях НДС и акцизов, будут включены в ст. 74.1 НК РФ. Положения указанной статьи применимы к банковским гарантиям, выданным после дня вступления в силу рассматриваемого Закона (ч. 5 ст. 6 Закона). В целом ст. 74.1 НК РФ аналогична нормам, которые содержатся в ст. ст. 176.1 и 204 НК РФ, хотя имеет и некоторые особенности.
19. Урегулирован вопрос об ответственности при непредставлении документов и информации контрагентом проверяемого налогоплательщика
Налоговый орган вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц, располагающих документами или информацией о деятельности такого налогоплательщика, данные документы и информацию (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Непредставление указанных документов влечет ответственность по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Нередко налоговые органы за непредставление документов по требованию, выставленному на основании ст. 93.1 НК РФ, привлекают виновных к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ, а не по ст. 129.1 НК РФ. Судебная практика по данному вопросу противоречива. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.03.2009 N А33-9821/08-Ф02-942/09 (Определением ВАС РФ от 22.06.2009 N ВАС-7358/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) указал, что взимание штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ в случае непредставления документов, истребованных на основании ст. 93.1 НК РФ, неправомерно, поскольку ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено привлечение к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. ФАС Московского округа в Постановлении от 22.07.2011 N КА-А40/7621-11, напротив, признал правомерность взыскания штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Часть 3 ст. 6 Закона вносит в п. 6 ст. 93.1 НК РФ уточнения, которые вступят в силу 1 января 2014 г. С указанной даты вопрос о разграничении ответственности по ст. ст. 126 и 129.1 НК РФ должен быть решен. Дело в том, что теперь согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ штраф по ст. 126 НК РФ будут взимать за непредставление истребованных документов, а по ст. 129.1 НК РФ - за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.
Следует отметить, что в п. 2 ст. 126 НК РФ также внесены изменения, которые вступят в силу 1 января 2014 г. (ч. 3 ст. 6 Закона). С указанной даты к ответственности по данному пункту можно будет привлекать не только организации, но и предпринимателей, что действующими правилами не предусмотрено (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2008 N А13-3145/2007). Размер штрафа для них составит такую же сумму, как и для юрлиц - 10 тыс. руб. Кроме того, в данной норме будет установлена санкция и для физлиц, не являющихся предпринимателями, - одна тысяча рублей.
20. За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения будут штрафовать не только организации
Из ст. 120 НК РФ, которая устанавливает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, исключено указание на субъект правонарушения. В настоящее время по данной статье оштрафовать можно только организацию. Этот вывод подтверждается Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2012 N А29-259/2012, Письмом УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 N 28-08/077948. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Начиная с 1 января 2014 г. к ответственности по ст. 120 НК РФ можно будет привлечь предпринимателей, нотариусов и адвокатов (ч. 3 ст. 6 Закона).
21. В случае блокировки счета открыть новый счет в другом банке будет нельзя
Согласно действующей редакции п. 12 ст. 76 НК РФ банк, в котором приостановлены операции по счетам конкретного налогоплательщика и переводы его электронных денежных средств, не вправе открывать этому налогоплательщику новые счета и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для упомянутых переводов. При этом открывать новые счета в других банках Налоговым кодексом РФ не запрещено. Теперь данный пробел законодательного регулирования будет устранен.
Согласно новой редакции п. 12 ст. 76 НК РФ, которая вступит в силу 1 января 2014 г., в случае приостановки операций по счету в одном банке другим банкам также будет запрещено открывать новые счета данному лицу (ч. 3 ст. 6 Закона).
Порядок информирования банков о блокировке счета конкретного налогоплательщика будет утвержден ФНС России по согласованию с Банком России. Следует отметить, что в этой части п. 12 ст. 76 НК РФ вступит в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона (ч. 1 ст. 6 Закона).
22. Отменено нормирование расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов
С 1 января 2014 г. отменяется нормирование расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в целях налога на прибыль. Соответствующие изменения внесены в подп. 13 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270 НК РФ. Напомним, что на данный момент такие затраты признаются в пределах норм, установленных Постановлениями Правительства РФ от 07.12.2001 N 861, от 30.07.2009 N 628.
С 1 января 2014 г. будет отменено также нормирование расходов на рацион питания экипажей морских и речных судов в целях ЕСХН. Поправки внесены в подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Применение документа (выводы):
По истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона вступят в действие следующие нормы (опубликован 24 июля 2013 г.):
1. Срок для представления возражений на акт проверки составляет один месяц со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Переходные положения к исчислению нового срока: если течение указанного срока (один месяц) не завершится до дня вступления в силу Закона, то срок для представления возражений на акт проверки исчисляется по новым правилам (ч. 7 ст. 6 Закона).
2. Срок для представления возражений на акт о выявлении налоговых правонарушений составляет один месяц со дня его получения (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). Переходные положения к исчислению нового срока: если течение указанного срока (один месяц) не завершится до дня вступления в силу Закона, то срок для представления возражений на акт проверки исчисляется по новым правилам (ч. 7 ст. 6 Закона).
3. Установлен срок для ознакомления с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Инспекция обязана ознакомить налогоплательщика с указанными материалами в случае подачи последним соответствующего заявления не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
4. Налогоплательщикам не нужно сообщать об участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ).
5. Организациям не нужно сообщать о реорганизации и ликвидации (утратил силу подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).
6. Документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, передаются налогоплательщику по выбору инспекции одним из следующих способов: под расписку, по почте заказным письмом, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Последний способ является обязательным, если адресат документа должен представлять налоговую декларацию в электронной форме (п. 4 ст. 31 НК РФ).
7. Налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налога за счет имущества не ранее вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (электронных денежных средств) согласно ст. 46 НК РФ. Решение об аресте может быть принято, если у организации отсутствуют денежные средства на счетах (электронные денежные средства) либо этих средств недостаточно. Еще одним основанием служит отсутствие у налогового органа информации о счетах организации, реквизитах корпоративного электронного средства платежа (п. 3 ст. 77 НК РФ).
8. Установлены основания для приостановления, возобновления действия поручения на списание денежных средств со счета налогоплательщика, а также основания для отзыва таких поручений (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
9. Установлены особенности постановки на налоговый учет управляющей компании закрытого ПИФа, ответственного участника КГН, участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (п. п. 1.1, 4.3, 4.4 ст. 83 НК РФ).
10. Предприниматели, у которых нет наемных работников, не должны представлять сведения об их среднесписочной численности (п. 3 ст. 80 НК РФ).
С 1 октября 2013 г. вступит в действие, в частности, следующее положение:
Если заявление о возврате (зачете) суммы НДС не представлено до дня вынесения решения о возмещении налога, то возврат (зачет) будет производиться по правилам ст. 78 НК РФ (п. 11.1 ст. 176 НК РФ). Данное правило будет применяться к решениям о возмещении НДС, вынесенным после 1 октября 2013 г. (ч. 6 ст. 6 Закона).
С 1 января 2014 г. вступят в действие следующие нормы:
1. Непредставление документов о проверяемом налогоплательщике, истребованных в порядке ст. 93.1 НК РФ, влечет ответственность по ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
2. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) информации о проверяемом налогоплательщике, истребованной в порядке ст. 93.1 НК РФ, влечет ответственность по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
3. К ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике можно будет привлекать не только организации, но и предпринимателей. Штраф для них составит такую же сумму, как и для юридических лиц - 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
4. За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения к ответственности можно будет привлечь предпринимателей, нотариусов и адвокатов (ст. 120 НК РФ).
5. В случае приостановления операций по счетам открыть новый счет в другом банке будет нельзя (п. 12 ст. 76 НК РФ).
6. Отменяется нормирование расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в целях налога на прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270 НК РФ).
7. Отменяется нормирование расходов на рацион питания экипажей морских и речных судов в целях ЕСХН (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Источник:
http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2013-07-25.html