Привлечение к субсидиарный ответственности

Аннушка

Пользователь
нашла вот такое определение

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2019 г. N 306-ЭС18-26089

Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В., рассмотрев кассационную жалобу Стульникова Владимира Вячеславовича на постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 и Арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2018 по делу Арбитражного суда Пензенской области N А49-11888/2015 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Лоцман плюс" (далее - должник),

установил:

конкурсный управляющий Догадин А.В. обратился в суд с заявлением о привлечении Стульникова В.В. к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Лоцман плюс" в размере 36 398 262 рублей 59 копеек.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 09.04.2018 заявление управляющего признано обоснованным в части, со Стульникова В.В. взысканы 117 123 рубля 51 копейка (с учетом определения от 08.05.2018 об исправлении описки), в остальной части требования Догадина А.В. оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2018, определение суда первой инстанции отменено в части отказа в привлечении Стульникова В.В. к субсидиарной ответственности, приходящейся на требования уполномоченного органа в размере 31 888 906 рублей 90 копеек, заявление конкурсного управляющего в этой части удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Стульников В.В. просит отменить состоявшиеся по спору постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе определение Арбитражного суда Пензенской области от 09.04.2018.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по делу о банкротстве, и доводов кассационной жалобы не установлено.
Отменяя определение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление управляющего в части привлечения Стульникова В.В. к субсидиарной ответственности, приходящегося на требование уполномоченного органа, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд руководствовался положениями главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", и не усмотрел оснований для применения к указанным требованиям срока исковой давности.
С этим выводом согласился окружной суд.
Изложенные в кассационной жалобе возражения не свидетельствуют о наличии существенных нарушений норм материального права и (или) процессуального права и не могут служить достаточными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья
Верховного Суда Российской Федерации
И.В.РАЗУМОВ
 

Егор Стволов

Помощник АУ
нашла вот такое определение
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 февраля 2019 г. N 306-ЭС18-26089
Аннушка, похоже, Вы действительно в начале пути... Этот пример не является однозначно показательным, но это - не критика с моей стороны. Иное. Можно найти много иных, не менее "вот таких". И разных.
Проблема в том, что имеет место быть существенное разнообразие решений судов. Оно (разнообразие) очень большое.
И можно найти совершенно противоположную практику при одних и тех же исходных условиях - в одном и том же суде.
Причин тут много.
Прежде всего - имеются разные нормативные сроки. Мы обычно говорим о трёх вариантов закона, но их в действительности было четыре. Вот они:
СИД Субсидиарка ФЗоБ.png

Далее - это то, с какого момента исковая давность рассчитывается. Это связано не с самим сроком (хотя и с ним тоже - вернее, с вариантом описания в законе нормы), но и с тем, от какого момента его отсчитывать.
Кто-то отсчитывает от даты, когда закончено формирование КМ и стал известен объем СО.
Кто-то отсчитывает от даты банкротства.
Кто-то от даты возникновения обстоятельств.
Кто-то от даты подачи заявления о банкротстве.
И здесь вообще кто во что горазд, не взирая на решения ВАС и толкование ВС, а также - простите - на практику ВС. Именно так.

Наконец, поведение привлекаемых КДЛов. Есть такие, кто воюет, а есть такие, что не появляются на войне, как Россия в Донбассе.
И здесь имеются случаи, когда судом принимается решение на основании гл.III.2, хотя обстоятельства сложились в начале 2012 года.


Для Вашего случая, что думаю я (без желания доказывать и спорить, да).

В соответствии с п.69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» предусмотренный абз.1 п.5 ст.61.14 Закона о банкротстве, срок исковой давности по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности, по общему правилу, исчисляется с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или обычный независимый кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности - о совокупности следующих обстоятельств: (1) о лице, имеющем статус контролирующего, (2) его неправомерных действиях (бездействии), причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и (3) о недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами (без выяснения точного размера такой недостаточности).

Согласно разъяснений Верховного Суда РФ, изложенными в п.21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.), в любом случае исчисление срока исковой давности не может начаться ранее возникновения права на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

Институт срока исковой давности является институтом материального права, его применение возможно только в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, или, иными словами, когда заявитель узнал о нарушении права и надлежащем Ответчике.

Таким образом, право на подачу заявления и течение срока исковой давности начинается в момент, когда будет установлено привлекаемое к ответственности лицо, факт осуществления им неправомерных действий и недостаточность активов, но не ранее введения процедуры конкурсного производства.

Исходя из всего сказанного, если право на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя или иного контролирующего должника лица возникло в период с 30.06.2013 по 27.06.2017, то срок исковой давности составляет 1 год, в иных случаях – 3 года.

Для событий до 30.06.2013 действует Постановление Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. N 219/12.
Жутковатое постановление. Жутковатое потому, что там, где для более поздних дел срок давности уже закончился ("вышел"), то по делам, возникшим до 30.06.2013 - только начался:

"Согласно статье 200 Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В случае применения данной нормы в делах о банкротстве суду следует учитывать особенности процедур банкротства и соответствующие специальные нормы законодательства о банкротстве.
Так, в силу пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве контролирующие должника лица несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.
Названная норма изложена в новой редакции, утвержденной Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон).
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 129 Закона о банкротстве (отмененному Законом) размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с этим пунктом, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника.
Положения указанных норм свидетельствуют об отсутствии принципиального противоречия между прежней и действующей редакциями положений Закона о банкротстве, поскольку они одинаково определяют момент, с которого арбитражному управляющему становится известно о нарушении прав кредиторов лицами, контролирующими должника. В силу названных норм этот момент определяется фактическим отсутствием денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
По смыслу упомянутых правовых норм при определении момента начала течения срока исковой давности по заявлению о привлечении собственника имущества должника к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства необходимо учитывать, что размер ответственности невозможно определить с разумной достоверностью до момента реализации имущества должника, в связи с чем такой срок может исчисляться не ранее даты завершения реализации имущества предприятия и окончательного формирования конкурсной массы.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что течение срока исковой давности в данном случае не может начаться ранее продажи имущества предприятия, которая состоялась 11.06.2010, после чего стало достоверно известно о недостаточности денежных средств, составляющих конкурсную массу должника для удовлетворения требований кредиторов, и о размере сумм, подлежащих взысканию в порядке субсидиарной ответственности".

Ну а если захотите, чтобы в Вашем случае суд использовал новые, действующие сейчас материальные нормы (то есть желаемые три года) - напишите что-нибудь подобное ниженаписанному, сошлитесь например на это:
А58-5079/2016 от 05.11.2019
"Вместе с тем, следует принимать во внимание то, что запрет на применение новелл к ранее возникшим обстоятельствам (отношениям) не действует, если такие обстоятельства, хоть и были впервые поименованы в законе, но по своей сути не ухудшают положение лиц, а являются изложением ранее выработанных подходов, сложившихся в практике рассмотрения соответствующих споров".

Успехов Вам!
 
Последнее редактирование:

Аннушка

Пользователь
Аннушка, похоже, Вы действительно в начале пути... Этот пример не является однозначно показательным, но это - не критика с моей стороны. Иное. Можно найти много иных, не менее "вот таких". И разных.
Проблема в том, что имеет место быть существенное разнообразие решений судов. Оно (разнообразие) очень большое.
И можно найти совершенно противоположную практику при одних и тех же исходных условиях - в одном и том же суде.
Причин тут много.
Прежде всего - имеются разные нормативные сроки. Мы обычно говорим о трёх вариантов закона, но их в действительности было четыре. Вот они:
Посмотреть вложение 6236
Далее - это то, с какого момента исковая давность рассчитывается. Это связано не с самим сроком (хотя и с ним тоже - вернее, с вариантом описания в законе нормы), но и с тем, от какого момента его отсчитывать.
Кто-то отсчитывает от даты, когда закончено формирование КМ и стал известен объем СО.
Кто-то отсчитывает от даты банкротства.
Кто-то от даты возникновения обстоятельств.
Кто-то от даты подачи заявления о банкротстве.
И здесь вообще кто во что горазд, не взирая на решения ВАС и толкование ВС, а также - простите - на практику ВС. Именно так.

Наконец, поведение привлекаемых КДЛов. Есть такие, кто воюет, а есть такие, что не появляются на войне, как Россия в Донбассе.
И здесь имеются случаи, когда судом принимается решение на основании гл.III.2, хотя обстоятельства сложились в начале 2012 года.


Для Вашего случая, что думаю я (без желания доказывать и спорить, да).

В соответствии с п.69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» предусмотренный абз.1 п.5 ст.61.14 Закона о банкротстве, срок исковой давности по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности, по общему правилу, исчисляется с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или обычный независимый кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности - о совокупности следующих обстоятельств: (1) о лице, имеющем статус контролирующего, (2) его неправомерных действиях (бездействии), причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и (3) о недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами (без выяснения точного размера такой недостаточности).

Согласно разъяснений Верховного Суда РФ, изложенными в п.21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.), в любом случае исчисление срока исковой давности не может начаться ранее возникновения права на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

Институт срока исковой давности является институтом материального права, его применение возможно только в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, или, иными словами, когда заявитель узнал о нарушении права и надлежащем Ответчике.

Таким образом, право на подачу заявления и течение срока исковой давности начинается в момент, когда будет установлено привлекаемое к ответственности лицо, факт осуществления им неправомерных действий и недостаточность активов, но не ранее введения процедуры конкурсного производства.

Исходя из всего сказанного, если право на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя или иного контролирующего должника лица возникло в период с 30.06.2013 по 27.06.2017, то срок исковой давности составляет 1 год, в иных случаях – 3 года.

Для событий до 30.06.2013 действует Постановление Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. N 219/12.
Жутковатое постановление. Жутковатое потому, что там, где для более поздних дел срок давности уже закончился ("вышел"), то по делам, возникшим до 30.06.2013 - только начался:

"Согласно статье 200 Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В случае применения данной нормы в делах о банкротстве суду следует учитывать особенности процедур банкротства и соответствующие специальные нормы законодательства о банкротстве.
Так, в силу пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве контролирующие должника лица несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.
Названная норма изложена в новой редакции, утвержденной Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон).
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 129 Закона о банкротстве (отмененному Законом) размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с этим пунктом, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника.
Положения указанных норм свидетельствуют об отсутствии принципиального противоречия между прежней и действующей редакциями положений Закона о банкротстве, поскольку они одинаково определяют момент, с которого арбитражному управляющему становится известно о нарушении прав кредиторов лицами, контролирующими должника. В силу названных норм этот момент определяется фактическим отсутствием денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
По смыслу упомянутых правовых норм при определении момента начала течения срока исковой давности по заявлению о привлечении собственника имущества должника к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства необходимо учитывать, что размер ответственности невозможно определить с разумной достоверностью до момента реализации имущества должника, в связи с чем такой срок может исчисляться не ранее даты завершения реализации имущества предприятия и окончательного формирования конкурсной массы.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что течение срока исковой давности в данном случае не может начаться ранее продажи имущества предприятия, которая состоялась 11.06.2010, после чего стало достоверно известно о недостаточности денежных средств, составляющих конкурсную массу должника для удовлетворения требований кредиторов, и о размере сумм, подлежащих взысканию в порядке субсидиарной ответственности".

Ну а если захотите, чтобы в Вашем случае суд использовал новые, действующие сейчас материальные нормы (то есть желаемые три года) - напишите что-нибудь подобное ниженаписанному, сошлитесь например на это:
А58-5079/2016 от 05.11.2019
"Вместе с тем, следует принимать во внимание то, что запрет на применение новелл к ранее возникшим обстоятельствам (отношениям) не действует, если такие обстоятельства, хоть и были впервые поименованы в законе, но по своей сути не ухудшают положение лиц, а являются изложением ранее выработанных подходов, сложившихся в практике рассмотрения соответствующих споров".

Успехов Вам!
Огромная благодарность за помощь))
 

Скрудж

Новичок
Добрый день! Возможно кто-нибудь сталкивался с таким вопросом. В конкурсном производстве подано заявление о взыскании с контролирующих лиц убытков по корпоративным основаниям, но платежеспособность восстановлена и подано заявление о прекращении. Будет ли прекращено конкурсное производство пока не разрешен данный обособленный спор? И возможно ли его выделить в отдельное судопроизводство за рамки дела о банкротстве?
 
Верх