«Общий критерий распределения средств в данном случае состоит в том, что супруга гражданина-банкрота, являющаяся наряду с ним созалогодателем, то есть должником по обеспечительному обязательству, не может получить денежные средства, соответствующие ее доле в общем имуществе, приоритетно перед кредитором-залогодержателем», – указала экономколлегия.
ВС подтвердил: 80% вырученных от продажи заложенного имущества средств направляются залоговому кредитору. Еще 10% от суммы направляются на погашение требований кредиторов должника первой и второй очереди, если иного имущества должника для погашения этих требований не хватает. Если таких кредиторов нет (или для погашения их требований хватило другого имущества), то эти 10% направляются на погашение требований залоговых кредиторов. Эти средства нельзя выплатить супруге до расчета с залогодержателем, указал суд.
В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
Оставшиеся 10% направляются на погашение судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему и расходов, связанных с реализацией предмета залога, а последние из этого списка расходы находятся в приоритете.
После этого оставшиеся от этих 10% деньги при условии отсутствия общих обязательств супругов, не связанных с залогом, делятся исходя из распределения долей в их совместной собственности и расходуются следующим образом:
– часть, причитающаяся гражданину-банкроту, направляется на погашение текущих расходов, непосредственно не связанных с реализацией заложенного имущества. Оставшиеся после этого деньги направляются залоговому кредитору. Если после этого долг перед залогодержателем был погашен полностью, то оставшиеся денежные средства подлежат включению в конкурсную массу;
– часть, причитающаяся супруге, сразу направляется залоговому кредитору, поскольку супруга продолжает оставаться созалогодателем – должником по обеспечительному обязательству. Она не может получить свою долю приоритетно перед залоговым кредитором. Супруга получит оставшиеся деньги в случае полного погашения долга перед залогодержателем, указывает ВС.
«Наличие у Ковальской права на получение от бывшего супруга в деньгах стоимости имущества, приходящегося на её долю, подтвержденного решением суда общей юрисдикции, не освобождает её от исполнения обязательств перед третьими лицами – залогодержателями и кредиторами по общим обязательствам», – решение ВС.
«На основании изложенного, ввиду того, что супруги выступили созалогодателями, вырученных от продажи залогового имущества денежных средств недостаточно для погашения всех вышеуказанных долговых обязательств, а также в связи с введением специальных правил о банкротстве граждан, не подлежали применению разъяснения Пленума ВАС», – подытожил Верховный суд (дело
№ А03-22218/2015).