Источник:
http://www.arbitr.ru/as/vas/smi/19652.html
часть 1
Вид на рейдерство
Кампания по борьбе с рейдерством набирает обороты. Правоохранители предлагают за незаконный захват собственности наказывать лишением свободы сроком до 20 лет. Однако некоторые эксперты уверены, что рейдерство - это переход предприятий от слабых собственников к более эффективным. "ВК" разбирался, угрожает ли рейдерство экономике Красноярского края и как бизнес может бороться с "недружественными поглощениями".
Рейдерум миниморум
По словам министра промышленности и энергетики Дениса Пашкова, количество фактов рейдерства в Красноярском крае минимальное.
- В этом отношении Красноярский край, по сравнению с другими субъектами Федерации, является более благополучной территорией. Конечно, попытки рейдерских захватов были, можно вспомнить хотя бы ситуацию вокруг авиационного завода № 67 в 2007 году. Но это единичные случаи, поскольку правоохранительные и судебные органы, с точки зрения недопущения рейдерства, работают эффективно. Я не считаю, что крупный бизнес защищен от рейдерства, по всей России есть целый ряд фактов захвата крупных предприятий, когда им приходилось либо откупаться от "гринмейлов", либо вступать в судебные разбирательства, - отмечает Пашков.
"Рейдерство" и "криминальный захват" предприятий не являются юридическими определениями, и в Уголовном кодексе нет статей, которые охватывали бы эти понятия. Какое преступление отнести к понятию "захват предприятий", ведомства трактуют по-разному. Соответственно, пока нет и единой статистики дел, ведущихся по этой категории.
По словам начальника оперативно-розыскной части УБЭП ГУВД по краю Сергея Свидрицкого, сотрудники органов внутренних дел оперируют понятием "недружественный захват предприятий".
- Все, кто столкнулся с явлением рейдерства, понимают его как хищнический захват чужой собственности. Методы рейдеров далеки от норм деловой этики, но чаще всего вполне законны. В ход идут манипуляции общественным мнением, лоббизм, биржевые махинации. Не брезгуют "рейдеры" подкупом, а порой и силовыми захватами. Некоторые крупные торгово-промышленные и финансовые группы были созданы именно путем недружественных поглощений. А иногда "рейдерская" фирма является дочерней по отношению к таким группам. Анализ развития ситуации на рынке слияний и поглощений предприятий показывает, что в борьбе за криминальный передел собственности используются различные методы: банкротства, манипулирование с реестрами акционеров, создание параллельных советов акционеров и многое другое, - рассказывает Свидрицкий.
По мнению председателя Совета Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Виктора Захарова, проблема рейдерства актуальна для всех регионов России. И Красноярский край не является исключением из правил.
- Вариантов рейдерства есть достаточно много. Есть случаи, когда идет заведомо ложная реклама предприятия. К примеру, одна местная телекомпания показала сюжет о фирме, которая торгует питьевой водой, с негативной оценкой данной продукции. У фирмы упали объемы продаж, теперь ей предстоит долгое время восстанавливать свою репутацию на рынке. А до этого люди из этой телекомпании звонили в фирму с предложением заключить контракт на оказание рекламных услуг. И вообще далеко за примерами ходить не надо: в городе меняют схему движения автобусов. Лично мне эта ситуация непонятна: частник хочет возить по определенному маршруту, у него есть заключение транспортной инспекции. Почему перевозчикам запрещают заниматься предпринимательской деятельностью? - недоумевает Захаров.
Слабое звено
В чем же причины рейдерства? Некоторые эксперты уверены, что практику корпоративных войн создала правовая некорректность первой постсоветской приватизации. Сама приватизация с правовой точки зрения была весьма спорна. Первичный захват собственности также проводился в основном криминальным либо полукриминальным путем. Законы, которые делали легитимным этот первичный захват, уже внутри себя содержали "бомбы замедленного действия" для новых собственников.
По мнению экспертов, закон о банкротстве был просто создан для рейдеров, ведь согласно нему любой рейдер мог начать процедуру банкротства предприятия, повесив на предприятие разными способами долги. При этом после начала процедуры банкротства все собственники предприятия отстранялись от его управления. По словам депутата Государственной Думы, председателя Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Виктора Зубарева, самое слабое место корпоративного права связано с оборотом акций.
- В России института защиты прав собственника акций нет, и сегодня захват предприятия в России сводится по большому счету к захвату реестра. Дело в том, что в нашем законодательстве акции определены как нематериальный объект. Это правильно, прогрессивно, это позволяет совершать сделки в режиме реального времени - ведь скорость оборота акций неуклонно растет. Однако, обретя такой нематериальный инструмент, который должен учитываться в реестре, мы получили огромное количество проблем, - отмечает Зубарев.
По мнению депутата, на сегодняшний день захват предприятия зачастую сводится всего лишь к захвату реестра акционеров. Этому способствует то, что мелкие открытые акционерные общества (ОАО) с числом акционеров менее 50 не обязаны иметь внешнего регистратора, то есть внешнего хранителя реестра. При этом Виктор Зубарев считает, что таких ОАО оказалось очень много и можно говорить о том, что закон о приватизации вынужденно обязал госпредприятия преобразовываться исключительно в ОАО.
- Сейчас у нас в стране 186 тысяч ОАО, а в Германии, например, всего лишь 900. Реестры в этих ОАО, если они вообще существуют, в лучшем случае хранятся в компьютере, а обычно - просто на бумаге. На сегодняшний день самый циничный способ захвата таких ОАО следующий: как правило, накануне праздника или выходных захватчики входят на предприятие, прикрываемые службами физзащиты, ЧОПами, а иногда откровенно бандитами. И добираются, не без участия некоторых сотрудников предприятия, до этого реестра. Уничтожают его, изготавливают новый, получают по надуманному предлогу решение суда о законности этого реестра. После этого никаких шансов у бывшего собственника доказать, что это он был собственником, практически не существует, - отмечает Зубарев.
По словам консультанта по экономической безопасности Татьяны Анфиногеновой, еще одной важной проблемой является тот факт, что в России отсутствует культура защиты информации.
- Не всегда при рейдерских захватах используются такие методы, как подкуп лиц, владеющих какой-либо важной информацией. К сожалению, в России просто не действует закон о защите персональных данных, да и не все граждане знают о его существовании. Люди, не задумываясь о возможных последствиях, оставляют свои данные: ксерокопию паспорта, ИНН, страхового полиса, а в законе четко прописано - необходимы данные о человеке, а не копии его документов. Кому в руки попадают эти копии? Мы зачастую открываем о себе больше информации, чем нужно, в целом отношение к конфиденциальности информации в обществе пренебрежительное, - уверена Анфиногенова.