Долги ЖКХ исчисляются миллиардами
Положение дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства вызывает опасение. По данным специалистов Росстроя, изношенность систем жизнеобеспечения в российских городах и поселках составляет в среднем от 53 до 65 процентов. Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. По предварительным расчетам, только на полное восстановление коммунальных котельных требуется около 120 млрд. рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения - 180 млрд. рублей.
Реформа ЖКХ предполагает передачу ответственности за коммунальное хозяйство местным органам власти. Вместе с тем, возложив на муниципалитеты всю тяжесть организации содержания жилого фонда, новый Жилищный кодекс и иные федеральные правовые акты в части жилищного законодательства и тарифного регулирования перенесли на них и множество проблем, решение которых не апробировано и противоречиво. По данным специалистов, возникают определенные финансовые противоречия, которые существенным бременем ложатся на местные бюджеты, тормозя соответственно проведение реформы ЖКХ в целом.
Например, размеры платы за коммунальные услуги для населения устанавливается органами местного самоуправления. Но в случае роста тарифа сверх предельного уровня, бремя компенсации разницы в тарифах ложится на местный бюджет. Это только один из многочисленных примеров противоречий.
Зарубежный опыт
Конечно, ЖКХ - сфера, где провести реформу за 2-3 года невозможно. Например, вАнглии на реформу ушло 15 лет. Страна долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. В 1997 году был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято балансирующее решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф. Качество коммунальных услуг в Великобритании определяется множеством измеряемых параметров. В частности, зафиксировано время дозвона до диспетчерской службы - 30 секунд - и время исполнения заявки по устранению неполадок. Еще один важный урок коммунальных реформ в Англии - перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов сначала в собственность десяти региональных государственных компаний и последующая их приватизация. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс.
Долги исчисляются миллиардами
Сегодня одна из главных проблем сектора ЖКХ - долги. По данным Минрегиона, суммарная кредиторская задолженность отрасли к концу 2006 года составляла 303 млрд руб., дебиторская задолженность - 305 млрд руб. задолженность со стороны бюджетных учреждений всех уровней - 18,8 млрд руб. В сумме - это 10 проц российского бюджета 2006 года.
Итак, долги отрасли ЖКХ составляют почти 10 проц от доходов российского бюджета 2006 года. Правительство осознает, что без погашения долгов реформа ЖКХ не принесет положительных результатов. В итоге в апреле 2007 года в Госдуму был внесен проект федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ», подготовленный Министерством регионального развития РФ. По сути, Минрегион предлагает провести реструктуризацию коммунальной отрасли.
Реструктуризация приведет к коррупции?
Согласно законопроекту, реструктуризации подлежит непогашенная и невзысканная в предусмотренном законодательством порядке, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2007 г задолженность по уплате налогов и сборов, обязательных платежей, пеней и штрафов в размере, не превышающем сумму этой задолженности по состоянию на первое число месяца, в котором организацией-должником подано заявление об участии в программе финансового оздоровления.
По мнению руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова, проводить реструктуризацию задолженности предприятий ЖКХ нужно, но один раз и навсегда. Т.е. нужно дать шанс предприятиям ЖКХ начать жизнь с начала, без долгов. С одной стороны, это разумный шаг, т.к. большая часть долгов накопилась в период, когда ответственным за состояние коммунального хозяйства было государство. Следовательно, и платить нужно из государственных денег.
С другой стороны, реструктуризация может привести к тому, что часть денег попадет не по назначению. Что мешает предприятию заявить, что оно является банкротом, приписав долг? Комитет Госдумы по собственности считает, что предлагаемая процедура оздоровления противоречит установленной в действующем законе "О банкротстве". По закону о банкротстве, «финансовое оздоровление …может быть введено по решению первого собрания кредиторов и арбитражного суда». И никакие комиссии не могут решать, банкротить предприятие или оздоравливать.