Постановление 12 ААС от 9 августа 2017 г. по делу N А57-1970/2017:
Суд первой инстанции в обжалуемом решении констатировал отсутствие события правонарушения, выразившегося в неоткрытии специального счета для осуществления расчетов с залоговым кредитором, сославшись на то, что реквизиты специального банковского счета должника не могли быть указаны в сообщениях о продаже имущества должника, поскольку первоначально выручка от реализации заложенного имущества подлежит внесению на основной счет должника. Сделал вывод, что специальный банковский счет должника предназначен для погашения требований кредиторов первой и второй очереди и части текущих расходов, в действиях конкурсного управляющего отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, по данному эпизоду.
При этом суд в обоснование своих выводов сослался на нормы пункта 1 статьи 133, пункты 1, 2, 6 статьи 138 Закона о банкротстве, правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную абзаце 1 пункта 40.2. постановления Пленума от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", правовую позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 13.2 постановления Пленума от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве".
Апелляционная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии указанного события правонарушения ввиду следующего.
15 июля 2016 года конкурсными управляющим в ПАО Банк "ФК Открытие" открыты счета: расчетный, специальный банковский для внесения задатков и два специальных банковских счета ООО "Вита-Принт" (т. 1 л.д. 67).
Из материалов дела видно, что в сообщении N 1177654, размещенном в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве для перечисления оплаты за приобретенное имущество, указан основной счет должника.
Согласно пункту 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, в соответствии с настоящей статьей (специальный банковский счет должника).
Пунктом 40.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что для обеспечения исполнения обязанности должника (в том числе гражданина) по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, внешний или конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника. Учитывая указание на аналогию применения подходов, для денежных средств, находящихся на специальных счетах, предусмотрен специальный правовой режим.
Таким образом, требование об открытии специального счета введено законодателем, в том числе, с целью оградить денежные средства от безакцептного списания, которое возможно с основного счета. Поэтому их перечисление на основной счет противоречит смыслу закона и создает реальную угрозу их списания.
Поступившие от продажи предмета залога подлежат зачислению на специальный банковский счет должника и распределяются по правилам статьи 138 Закона о банкротстве, поэтому указание реквизитов именно специального счета обязательно.
Установленное правонарушение подлежит квалификации по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.