Посмотрите дело А46-3683/2013Нет ли у Вас примеров такой устоявшейся практики?
Посмотрите дело А46-3683/2013Нет ли у Вас примеров такой устоявшейся практики?
Спасибо, но это, ведь, даже не округ.Посмотрите дело А46-3683/2013
Это только последнее дело, в котором мы принимаем участие. А так, в нашем регионе сложилась практика, когда при имеющейся процедуре ликвидации, в случае, когда кредитор в этот момент подает на банкротство, сразу вводят конкурсное производство по упрощенной процедур. Так что поэтому никто обжаловать решение 1-й инстанции не стал - смысла не было.Спасибо, но это, ведь, даже не округ.
Все эти нормы предусматривают, что заявление подается ликвидационной комиссией, споры же идут на тему, какие основания применять, если заявление подано кредитором.Мне представляется, что в отношении ликвидируемого должника невозможно возбуждение дела о банкротстве иначе, как по признакам недостаточности имущества, т.е. неплатежеспособность и признаки банкротства, указанные в ст.ст. 3, 6 ЗоБ, не могут являться основанием для возбуждения дела о банкротстве.
На это прямо и императивно указывают следующие нормы:
Согласно абзаца 1 п. 3 ст. 63 ГК РФ - "если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений".
Как видим, неплатежеспособность отлетает.
Согласно абзаца 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ - "в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица".
Здесь, конечно, возникает вопрос, о каких признаках банкротства идет речь. За отсутствием уточнений, вроде как, любые признаки банкротства. Однако данная норма ГК носит общий характер, при этом уточнения содержатся в специальном законе - Законе о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 224 ЗоБ - "в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом".
Согласно п. 2 ст. 224 ЗоБ - "при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом".
Как видим, другие оснований для обращения в суд с заявлением должника у ликвидационной комиссии отсутствуют.
Исходя из выводов 4 ААС, кредитор может обратиться с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом по признакам, предусмотренным ст.ст. 3, 33 ЗоБ, но суд все равно должен ввести не наблюдение, а конкурсное производство. То, что конкурсное, это хорошо, правда, не совсем понятен мотив апелляционного суда, по которому он все же ввел конкурсное. Там просто написано - исходя из представленных в материалы дела доказательств - вводим конкурсное. Имел ли он ввиду имеющийся в деле промежуточный ликвидационный баланс, согласно которому обязательств куда больше, чем имущества? Полагаю, что да.Все эти нормы предусматривают, что заявление подается ликвидационной комиссией, споры же идут на тему, какие основания применять, если заявление подано кредитором.
И вот что заявляет 4ААС в деле А58-3404/13:
Конкретных ситуаций может возникнуть невероятное количество. И нормы законов можно читать почти бесконечным количеством способов, но... Но есть же некоторые общие правила.Исходя из выводов 4 ААС, кредитор может обратиться с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом по признакам, предусмотренным ст.ст. 3, 33 ЗоБ, но суд все равно должен ввести не наблюдение, а конкурсное производство. То, что конкурсное, это хорошо, правда, не совсем понятен мотив апелляционного суда, по которому он все же ввел конкурсное. Там просто написано - исходя из представленных в материалы дела доказательств - вводим конкурсное. Имел ли он ввиду имеющийся в деле промежуточный ликвидационный баланс, согласно которому обязательств куда больше, чем имущества? Полагаю, что да.
А если в суде на момент рассмотрения дела не будет баланса и доказательств того, что имеет место "недостаточность имущества", тогда что? Все равно конкурсное вводить? Из Постановления 4 ААС этого невозможно понять. Но такой подход фактически отменял бы процедуру ликвидации. Давайте все пойдут в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника, будем вводить процедуру, в которой выяснится, что имущества хватает, чтобы погасить все требования и прекратим производство по делу. Отлично! Только на кой это надо, когда погасить требования можно было в процедуре ликвидации без лишних издержек банкротства?
Я считаю, что глупо бежать вперед паровоза. Есть ликвидационная комиссия, которая и должна устанавливать достаточность и недостаточность имущества, и не следует это перекладывать на суд, которому и придется это устанавливать ввиду отсутствия у заявителя обязанности доказывать наличие недостаточности имущества. Вот если ЛК бездействует, тогда другое дело. Впрочем, в постановлении 4 ААС как раз и говорится о том, что ликвидатор была привлечена к административной ответственности за неподачу заявления должника. Так что, это дело имеет свои нюансы, а абсолютный вывод - это то, что можно обратиться в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника по "общим" основаниям. Но это не значит, что введут конкурсное по "общим" основаниям. В общем, ничего нового там не прозвучало.
Это точно! Такая мутная тема, как "ликвидация", требует отдельного закона и особого внимания.процедура добровольной ликвидации уж очень... непрозрачна
Я бы согласился, если б данный вывод носил вынужденный характер, объяснялся несовершенством законодательства и необходимостью защиты интересов кредиторов в условиях нарушения их прав непрозрачностью процедуры ликвидации. Но здесь видится суждение о праве. Однако, необходимо учитывать, что права одних всегда заканчиваются там, где начинаются права других, а реализация прав не должна приводить к нарушению закона и интересов других участников. Статус, как говорится, обязывает. Правовой статус должника, находящегося в ликвидации, исключает возможность предъявления к нему требований и принятие в отношении него мер в нарушение установленного законом порядка. Закон предусматривает возможность предъявления требований в ликвидационную комиссию, этим также обеспечиваются права кредиторов, причем любых, независимо от того, соответствуют ли их требования признакам, предусмотренным ст.ст. 3, 6, 33 Закона о банкротстве. И только если кредиторы не могут защитить свои права названным способом (например, ликвидатор бездействует, меры принуждения безрезультатны и т.п.), возможно прямое обращение в суд с заявлением о банкротстве. Это должно быть исключением, а не правилом. При этом единственным основанием для признания заявления обоснованным является наличие признака "недостаточности имущества", т.к. иного закон не допускает. Применение института банкротства возможно только тогда, когда имущества не хватает на всех. Для того чтобы понять, хватает или нет, необходимо наблюдение. За ликвидируемым должником наблюдает ликвидатор, иначе, зачем эта фигура? Ему и карты в руки. В этом плане ликвидатор отличается от временного управляющего только тем, что сам включает требования. А если не включает, есть суд на это. Конечно, можно всеми силами и на всякий случай наиболее полно обеспечивать права участников оборота, но это может себе позволить только сильное государство, а нам нужно силы пока экономить. То, что ВАС разрешил всем подавать на ликвидируемого должника, является вынужденной мерой, которая вызвана несовершенством законодательства и частыми нарушениями прав кредиторов. Но это временный костыль, не более. И на нем не стоит делать суждений о праве.Имеет право кредитор подать на банкротство? имеет. И это его право не ограничено статусом должника на данный момент (и это, имхо, верно).