«Экономика и жизнь – Черноземье», № 19(42) 9-29 октября 2010 г., С. 10-12.
Дело о кооперативе «Финансист» теперь «прославит» Воронежскую область на всю Европу
Можно ли говорить о том, что обычное уголовное дело оказалось сложным для всей правоохранительной системы Воронежской области, поскольку в нем были замешаны бывшие депутаты городской Думы и лица, прикрывавшие их от следствия?
Один из пострадавших пайщиков «Финансиста» Евгений Королев официально заявил, что, несмотря на проволочки и волокиту всех элементов правоохранительной системы Воронежской области, несмотря на бездеятельность органов власти, пайщики намерены добиться справедливости и дойти в защите своих прав до Европейского суда по правам человека. (В № 4 (27) от 20 февраля – 12 марта 2010 г. в заметке «Кого не обделила воронежская «пирамида взаимопомощи»?» региональное деловое издание уже касалось скандальной истории финансового кооператива «Финансист», оставившего без денег около тысячи вкладчиков.) Е. Королев отметил, что, конечно, люди понимают, что в этом случае в очередной раз пострадает имидж не только Воронежской области, но и России, однако те, кто должны стоять на страже закона и прав людей, не оставляют им другого выбора. Ведь до настоящего времени, несмотря на многочисленные обращения в ГУВД, прокуратуру, а также к законодательным и исполнительным властям города и региона (в том числе к губернатору А. Гордееву) и даже к премьер-министру, точка в деле злополучного кооператива все еще не поставлена. Нынешний конкурсный управляющий Игорь Вышегородцев делает громкие заявления о том, что все средства будут возвращены, однако на вопрос о том, когда же это наконец произойдет, ответить затрудняется. Тем более, что его утверждения о наличии у кооператива достаточного количества имущества для погашения задолженности выглядят голословными, поскольку точная стоимость этого имущества неизвестна. А ведь кое-кто из пайщиков кооператива свои деньги уже получил, причем деньги немаленькие. Впрочем, обо всем по порядку.
Средства кооператива должны были выдаваться ненадолго и возвращаться вовремя
Некоммерческая организация кредитный потребитель¬ский кооператив граждан (НО КПКГ) «Финансист» была создана в ноябре 2003 года и успешно работала на воронежском рынке около 5 лет. С деятельностью кооператива были связаны, помимо прочих, теперь уже бывшие депутаты Воронежской городской Думы Александр В. Сысоев (Сысоев-младший, «баскетболист») и Юрий Бездетко (в марте 2010 года воронежцы не стали их переизбирать, и они остались без депутатских мандатов). Кооператив функционировал по принципу «кассы взаимопомощи» и использовал привлекаемые средства вкладчиков (последним кооператив выплачивал более высокие, чем они могли бы получить в банке, проценты – до 20% годовых, а для пенсионеров – даже до 25%) как кредитные ресурсы для краткосрочных вложений – на срок от трех месяцев до одного года. Договора с пайщиками также заключались на срок не более года. Кредиты выдавались, как правило, проверенным лицам, занимающимся торговлей. При этом у кооператива имелась своя служба безопасности, которая должна была обеспечивать стопроцентный возврат средств от кредиторов в установленные сроки. При строгом соблюдении такой схемы работы – краткосрочных вложениях и своевременном возврате выдаваемых займов – стать неплатежеспособным в одночасье кооператив просто не мог. Следовательно, к неплатежеспособности кооператив могли привести либо несвоевременный возврат выдаваемых средств (и в результате нарушение баланса прихода и расхода), либо вложение средств в долгосрочные проекты. Например, в сделки с приобретением незавершенного строительства.
Судя по всему, согласно первоначальному варианту Устава кооператива (который, впрочем, никто из рядовых пайщиков в глаза не видел), выдавать средства на осуществление подобной деятельности кооператив не мог. Или во всяком случае до какого-то времени он этого не делал. Однако Устав, как известно, можно изменить. И вот 1 декабря 2008 года, если верить документу об изменении Устава, «решением внеочередного общего собрания пайщиков» в Устав кооператива были внесены изменения, касающиеся вопросов приобретения имущества, в частности недвижимости. К слову, копии самого протокола об этом «внеочередном собрании 01 декабря 2008 г.» нам обнаружить не удалось, а жаль: судя по аналогичному протоколу, о котором мы расскажем ниже, документ этот, должно быть, весьма любопытный. Примечательно, что как раз начиная с этого времени кооператив «Финансист» частично перестает выполнять свои договорные обязательства по возврату денежных средств. Правда, не всех пайщиков, а рядовых пенсионеров, кредитные вложения которых составляли от 50 до 250 тысяч рублей.
Несколько пайщиков за неделю получили свои миллионы
А вот элитным вкладчикам, близким к учредителям кооператива, деньги все-таки выдали. Причем деньги немалые. Так, всего в один день 25 декабря 2008 года, на католическое Рождество, Игорь Шмыглев получил от кооператива 1 миллион 470 тысяч рублей, Инна Сенцова – 1 миллион 670 тысяч рублей, супруга Юрия Бездетко Маргарита Глотова – 2 миллиона 370 тысяч рублей, а Елена Крамскова – 3 миллиона 720 тысяч рублей. 30 декабря получил свои 3 миллиона 310 тысяч рублей Андрей Извеков, ну а 31 декабря, в аккурат под Новый год, получили подарки от Деда Мороза (или, точнее, от Снегурочки) в лице директора Зуевой Людмилы Михайловны, действующей на основании Устава, Вадим Колягин (1 миллион 465 тысяч рублей) и Дмитрий Карпюк (как явствует из соответствующей расписки, «два миллион девятьсот девяносто тысяч рублей» – орфография оригинала сохранена). Все эти пайщики деньги получили полностью и финансовых претензий к кооперативу не имеют.
Надо полагать, не имеет их и вышеупомянутая Людмила Зуева, которая в конце января 2009 года, как и полагается Снегурочке, решила уйти со сцены. Решение о ее уходе было утверждено на следующем «внеочередном общем собрании пайщиков», копия протокола которого попала в руки редакции. Согласно этому документу, на общем собрании 4 февраля присутствовали 1043 человека из 1490 членов кооператива. Проходило собрание, как утверждается в этом же документе, в Воронеже, по адресу ул. Кирова, 24. Регистрация участников заняла 40 минут, собрание было начато в 8.45 и закончилось в 10.00. Решение по всем рассмотренным пяти вопросам было принято единогласно, ни одного голоса против высказано не было и даже ни одного испорченного бюллетеня не оказалось. Но интереснее всего, что площадь помещения по ул. Кирова, 24, принадлежащего кооперативу, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, составляет всего… 30,1 кв. м. Как уместились 1043 человека в помещении площадью 30 квадратных метров – загадка природы, на которую, возможно, когда-нибудь дадут ответ правоохранительные органы.
Стоит ли говорить, что когда инициативная группа пайщиков решила выяснить, слышали ли члены кооператива об этом собрании, и лично опросила около 200 человек, оказалось, что никто из опрошенных о нем не слышал. Как говорится, комментарии излишни.
Примечательно, однако, что после увольнения исполнительного директора кооператива Людмилы Зуевой и прихода на ее место Игоря Хрусталева никакой инвентаризации в кооперативе не проводилось (хотя по закону она должна была бы быть проведена). К этому времени большинство прежних работников исполнительного органа кооператива было уволено.
В начале весны 2009 г. рядовые члены кооператива обнаружили, что «Финансист» ушел в подполье. Обычно приветливые председатель и секретарь пропали, офис не открывался, телефоны не отвечали. Среди пайщиков пронесся слух о том, что руководитель кооператива эмигрировал, прихватив с собой изрядную сумму денег, за границу. Обеспокоенные вкладчики стали обращаться в правоохранительные органы. В результате было возбуждено уголовное дело № 091636** на основании частей 2, 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества в отношении шести пайщиков «Финансиста». В рамках этого дела из офиса были изъяты все документы кооператива, что впоследствии сильно затруднило работу конкурсного управляющего. По мнению профессионалов-экспертов, следствие проводилось грамотно, следователи проделали большую работу по установлению пайщиков, кредиторов, руководителей, а также поиску имущества кооператива. Однако похоже, что какого-то важного звена для доведения его до завершения все-таки не хватало…
Один из пайщиков, предприниматель Александр Разворотнев, подал на кооператив иск на сумму порядка 560 тыс. рублей (то ли надеясь, что деньги вернут хотя бы ему, то ли из каких-то иных соображений), и Арбитражный суд Воронежской области открыл в отношении кооператива процедуру наблюдения. Как утверждали впоследствии пайщики в своем обращении к губернатору региона, к тому времени уже более 88 млн рублей кредитных средств кооператива были вложены в недвижимость (квартиры, коттеджи, склады, землю и другие объекты), которая не дает какой-либо прибыли, а напрямую ведет к неплатежеспособности.
В кооперативе была введена процедура наблюдения. Временным управляющим был назначен председатель Третей¬ского суда г. Воронежа, арбитражный управляющий, член Международной ассоциации профессионалов по несостоятельности «ИНСОЛ Интернэшнл», автор книги «Поглощение через банкротство» и редактор «Словаря корпоративного рейдера» Игорь Алексеевич Вышегородцев. Однако по причине отсутствия документов (еще весной изъятых милицией), равно как и нового директора И. Хрусталева (куда исчез директор, история умалчивает), сделать временному управляющему к началу осени удалось немного.