...........................................................
Что есть правоотношения? - Это общественные отношения, урегулированные правом.
Когда возникают отношения между залогодателем и залогодержателем? - В момент заключения договора залога.
Могут ли данные отношения вновь возникнуть, не прекратившись? - Очевидно, не могут.
По поводу чего возникают отношения между залогодателем и залогодержателем? - По поводу предмета залога.
Что включают в себя данные правоотношения? - Совокупность прав и обязанностей по поводу предмета залога.
Чем определяется объем правомочий сторон договора? - Договором.
В данном случае объем правомочий по поводу предмета залога был определен 20 февраля 2012 года, при этом договором залога не предусмотрено преимущественное право залогодержателя на получение доходов от использования предмета залога.
При передаче предмета залога в аренду отношения возникают между залогодателем (арендодателем) и третьим лицом (арендатором). Залогодержатель может быть вовлечен в данные отношения лишь опираясь на объем своих правомочий, который определяется законом и договором в момент его заключения. Права и обязанности сторон Договора залога имущества № ХХХ не включали в себя право банка на получение доходов от использования предмета залога, в связи с чем положения Федерального закона от 21.12.2013 № 367-ФЗ не могут распространяться на правоотношения АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) и ХХХ: таких правоотношений не возникало ни до 01.07.2014, ни после. Закон не может регулировать отношения, которые не возникли. Считать отношения возникшими лишь потому, что они иным образом регулируются, невозможно.
Если бы законодатель имел целью распространить новые преференции залогодержателя на ранее заключенные договора залога, то он, законодатель, опираясь на ч. 2 ст. 422 ГК РФ, указал бы в водной части закона на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В этом случае новые правила распространялись бы на отношения сторон договора со дня вступления в силу соответствующих поправок. Т.е. изменился бы объем правомочий сторон договора.
Согласно ч. 2 ст. 422 ГК РФ - если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Между тем, Закон № 367-ФЗ не содержит положений, которые бы распространяли его действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров залога.
Согласно п. 83 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 - положения Гражданского кодекса Российской Федерации в измененной Законом N 42-ФЗ редакции, например, статья 317.1 ГК РФ, не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 1 июня 2015 года). При рассмотрении споров из названных договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 ГК РФ).
В указанных разъяснениях речь идет о Законе № 42-ФЗ, но предметом спора в настоящем деле являются положения Закона № 367-ФЗ, смысл вводной части которого понимается спорящими сторонами по-разному. Однако это не имеет принципиального значения, т.к. важна сама позиция Верховного суда РФ по вопросу о толковании смысла вводного закона. И в том и другом законе в вводной части указано следующее: "Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона". Таким образом, разъяснения, данные в п. 83 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7, могут применяться и к другим законам, действие которых распространяется аналогичным образом.
Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" - судам надлежит иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. N 2 - Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил страхования после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях), за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).
В целях наглядности предположим такой случай исполнения договора об ОСАГО, при котором происходит ДТП. Договор страхования заключен до вступления в силу поправок в Закон об ОСАГО, предусматривающих новые права и обязанности сторон подобного договора. После вступления в силу поправок происходит ДТП. Если придерживаться той позиции, которую занял банк в настоящем споре, то можно утверждать следующее: ДТП произошло после вступления в силу поправок; ДТП - есть случай, при котором возникают правоотношения сторон договора ОСАГО; поскольку правоотношения возникли после вступления в силу поправок, то и руководствоваться следует новым законом, в связи с чем порядок исполнения договора должен происходить по новым правилам. Однако вышеуказанное разъяснение, данное в п. 13 ПП ВС РФ от 29.01.2015 г. N 2, содержит противоположное понимание и не случайно содержит ссылки на пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ.
Рассмотрим схожий случай на примере арендной платы: Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 - Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость ее регулирования уполномоченным на то органом, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Какая причина в том, чтобы наделить залогодержателя преференцией, на которую он не вправе был рассчитывать при заключении договора залога, и соответственно отнять ее у залогодателя, который на нее полагался, хотя бы и в случае ненадлежащего исполнения обеспеченного залогом обязательства? Последствия неисполнения оценивались залогодателем исходя из правил, действующих в момент заключения договора. Тяжесть последствий принималась им в осознании норм действующего законодательства и условий заключаемого договора. Коль указанные привилегии не были включены в договор залога в момент его заключения, хотя могли быть включены, залогодержатель обязан обходиться без них, преодолевая риск своей предпринимательской деятельности в условиях, в которых он им принимался. Поправки в закон, ставящие одну из сторон договора в менее выгодное положение, в силу основных начал гражданского законодательства не могут распространяться на ранее возникшие правоотношения (ст. 4 ГК РФ, ст. 54 Конституции РФ). Подобное возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе, и в силу особых обстоятельств: в целях защиты правопорядка, общественных и государственных интересов и т.п., но никак не в частных интересах. Право залогодержателя обратить взыскание на предмет залога, на получение платы за его использование и т.д. есть ничто иное, как мера ответственности залогодателя за неисполнение обеспеченного залогом обязательства. В то же время, согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ - закон, устанавливающий или отягчающий ответственности, обратной силы не имеет.
Таким образом, иное понимание, которое легло в основу обжалуемого определения, означает произвольное изменение положений договора залога, который является источником права залогодержателя на преимущественное удовлетворение своих требований от использования предмета залога.