Владимир Путин начал выступление с ежегодным посланием Федеральному Собранию с поздравления всех с 20-летием российской Конституции. Он призвал преодолевать любую правовую неопределенность, как происходит сейчас в случае объединения Верховного и Арбитражного судов. По словам Путина, объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа - равенства всех перед законом.
И по случайному совпадению:
"Президент Республики Беларусь не так давно заявил, что с 1 января 2014 г. в Беларуси предлагается создать единую систему, в которую войдут общие и хозяйственные суды. Ее возглавит Верховный Суд. При этом он обратил особое внимание, что речь идет не о механической передаче полномочий от одних судебных органов другим или бездумном копировании идей соседей. Задача состоит в том, чтобы выйти на более высокий уровень качества работы. По мнению Александра Лукашенко, новая система должна вобрать в себя все лучшее, что накоплено за предыдущие годы общими и хозяйственными судами.
Кроме того, предлагается объединить судебных исполнителей в единую службу. Также Президент считает необходимым упразднить военные суды, передав ведение подобных дел в компетенцию судов общей юрисдикции. «Мы создаем в государстве некие особые структуры для людей в погонах. Таким образом, создавая, грубо говоря, государство в государстве. Суд есть суд, он для всех одинаков. Ну и что, что они в погонах, они такие же граждане», – отметил Александр Лукашенко. Он поручил до 1 декабря представить ему доработанные проекты указов и декрета по реформе судов".
То есть, на вещи оказывается надо смотреть ширше. Высшие хозяйственные (экономические) суды есть в основном в странах бывшего СНГ, они, в свою очередь наследие СССР. В Европе они есть в Сербии, Болгарии и пожалуй, всё. Зато много где есть специализированные в т.ч. и верховные, административные суды (по публичным спорам), часто выделены финансовые суды (по налогам). У нас это нагружено на арбитражные суды. Так что глубочайшая судебная реформа нужна, и это только верхушка.