Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-5526/10-С1
21 июля 2010 г. Дело № А50-37519/2009
......
.......Временный управляющий обратился в Арбитражный суд Пермского края с
заявлением о признании отказа Экопромбанка в предоставлении информации в
отношении общества (о предоставлении копий финансовых документов
(платежных поручений, мемориальных ордеров) по оборотам (по приходу и
списанию денежных средств) счетов общества) незаконным, .........
Решением суда от 11.02.2010 (судья Белокрылова О.В.) отказ Экопромбанка
в предоставлении временному управляющему информации о предоставлении
копий финансовых документов (платежных поручений, мемориальных ордеров)
по оборотам (по приходу и списанию денежных средств) счетов общества
признан незаконным. Экопромбанк обязан устранить допущенные нарушения
прав и законных интересов временного управляющего путем предоставления
данной информации в срок, установленный законом.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
09.04.2010 (судьи Булкина А.Н., Жукова Т.М., Романов В.А.) решение суда
оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Экопромбанк просит указанные судебные акты
отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное
применение судами положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127 -ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности
(банкротстве)), Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и
банковской деятельности», а также на несоответствие выводов судов
фактическим обстоятельствам дела. При этом Экопромбанк указывает, что все
необходимые сведения временный управляющий должен получать у
руководителя должника.
.......
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и
действующему законодательству.
.....В силу п. 1, 2 ст. 66 Закона о несостоятельности (банкротстве) временный
управляющий вправе, в том числе получать любую информацию и документы,
касающиеся деятельности должника. Сведения о должнике, принадлежащем ему
имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах,
запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в
государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются
указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней
со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
Пунктом 1 ст. 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) также
предусмотрено, что физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные
арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения
запроса без взимания платы.
Из содержания п. 2 ст. 67 Закона о несостоятельности (банкротстве)
следует, что временный управляющий обязан представить в арбитражный суд
отчет о своей деятельности, к которому прикладывает заключение о финансовом
состоянии должника; обоснование возможности или невозможности
восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения
последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
При этом апелляционный суд с учетом правильного применения положений
ст. 70 Закона о несостоятельности (банкротстве), п. 2, 3, 4 Временных правил
проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и
преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.12.2004 № 855, Правил проведения арбитражными
управляющими финансового анализа, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367, обоснованно отметил,
что в обязанность временного управляющего входит анализ финансового
состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного
банкротства, предполагающие исследование перечня имущества должника и
обязывающие временного управляющего в случае отсутствия соответствующих
сведений запрашивать их у государственных органов и лиц, обладающих
необходимой информацией и обязанных представлять такие сведения временному
управляющему без взимания платы.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Экопромбанк
в ответ на запросы временного управляющего о предоставлении копий
финансовых документов (платежных поручений, мемориальных ордеров) по
оборотам (по приходу и списанию денежных средств) счетов общества письмом
от 09.11.2009 № 08/5652 отказал временному управляющему в предоставлении
запрашиваемых сведений.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке,
предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и
установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды
пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку обязанность
Экопромбанка предоставлять необходимые документы предусмотрена
действующим законодательством Российской Федерации, отказ Экопромбанка в
предоставлении временному управляющему информации о предоставлении копий
финансовых документов (платежных поручений, мемориальных ордеров) по
оборотам (по приходу и списанию денежных средств) счетов общества является
незаконным.
При этом суды правомерно отметили наличие нарушений оспариваемым
отказом Экопромбанка прав и законных интересов временного управляющего в
сфере проведения процедуры наблюдения, поскольку в данном случае создаются
препятствия для осуществления временным управляющим возложенных на него
обязанностей, в том числе по анализу финансово-хозяйственной деятельности должника (общества), по проверке наличия либо отсутствия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства должника, по оспариванию сделок, совершенных должником. Кроме того, отказ в предоставлении запрашиваемых документов ведет к необоснованному затягиванию процедуры наблюдения в связи с невозможностью проведения анализа финансового состояния должника.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных временным управляющим требований являются обоснованными.
Ссылка Экопромбанка, изложенная в кассационной жалобе, на то, что в
данном случае применению подлежат положения ст. 26 Федерального закона от
02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», была предметом
рассмотрения апелляционным судом, и ей была дана надлежащая правовая
оценка.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что, несмотря на то, что право
временного управляющего на получение в отношении должника необходимой
информации ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и
банковской деятельности» не предусмотрено, временному управляющему
названное право предоставлено нормами специального нормативного правового
акта – Закона о несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008
№ 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)» впредь до приведения федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской
Федерации и регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью
(банкротством), в соответствие с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 -ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции названного Федерального
закона) указанные Федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат
Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» (в редакции названного Федерального закона).
При этом в силу п. 3 ст. 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) в
случае, если иное не установлено названным Федеральным законом,
арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений,
охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих
служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с
исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
Довод Экопромбанка, изложенный в кассационной жалобе, о том, что
временный арбитражный управляющий должен получать необходимые сведения
у руководителя должника подлежит отклонению.
Временный арбитражный управляющий не имеет законных оснований
обязать руководителя должника обратиться в соответствующий орган для запроса
информации, необходимой временному арбитражному управляющему для
осуществления своей деятельности.
Закон о несостоятельности (банкротстве) также не связывает возможность
реализации права, предусмотренного абз. 2 ч. 2 ст. 66 Закона о несостоятельности (банкротстве), с обязательным предварительным обращением за такой
информацией к руководителю должника.
Иные доводы Экопромбанка, изложенные в кассационной жалобе,
направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических
обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу
положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2010 по делу
№ А50-37519/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 09.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу
открытого акционерного общества «Пермский акционерный эколого -промышленный коммерческий банк «Экопромбанк» – без удовлетворения.